Новости

Анонсированная президентом РФ Владимиром Путиным в недавнем послании к Федеральному собранию кадровая программа «Время героев» вызвала дискуссии в российских СМИ и соцсетях. Программа расценивается как открытое приглашение во власть, на командные посты в различных социальных сферах, обращенное к ветеранам и участникам войны, развязанной Кремлем против Украины.

По словам Путина, именно те, кто прошел через войну, «должны выходить на ведущие позиции в системе образования и воспитания молодежи, в общественных объединениях, в госкомпаниях, бизнесе, в государственном и муниципальном управлении», а также возглавлять регионы, предприятия и крупнейшие отечественные проекты. Таким людям «можно передать в будущем и доверить Россию», говорит президент РФ.

Войдут ли в число избранных уголовники, амнистированные для «искупления вины» на территории Украины, пока неизвестно. Но на «уроки мужества», проводимые в школах в целях патриотического воспитания юного поколения, их уже приглашают. Да и подписанный президентом закон о наказании до 7 лет колонии за «дискредитацию» всех участников «СВО», включая наемников ЧВК, продолжает действовать.

В контексте названия анонсированной программы («Время героев») напомним, что по данным украинского МВД, за время, прошедшее после полномасштабного российского вторжения, заведено свыше ста тысяч уголовных по фактам совершения преступлений российскими военнослужащими на территории Украины. Вынесены десятки приговоров. Среди преступлений – расстрелы мирных жителей, пытки и групповые изнасилования.

Движение в этом направлении было легко предсказуемо, говорит в связи с очередной инициативой президента РФ политолог Дмитрий Орешкин. Как констатирует Орешкин, Путин на протяжении всего своего правления шел к созданию военного режима.

«Он искренне убежден, что правовые режимы не стоят ничего, а все определяется силой, деньгами и влиянием, – поясняет политолог в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Отсюда и неизбежный вариант перехода к силовому менеджменту. По логике Путина, необходимо выстроить жесткую военную иерархию во власти. Это хорошо укладывается в его милитарное мышление. Так он приехал к тому, что силовики – его опора».

Путин не видит разницы между командованием военными структурами и мирными, отмечает Орешкин: «Это советская модель, когда командовали экономикой и всю страну превратили в военный лагерь. К тому и идет сейчас Россия ускоренными темпами. Хотя весь опыт показывает: таким путем верхи могут обеспечить контроль над обществом и сохранение своей власти, но создать конкурентоспособную страну нельзя. СССР это убедительно продемонстрировал. Тем не менее Россия неуклонно превращается в милитарную структуру. После ухода Путина она, очевидно, будет управляться чем-то вроде военной хунты».

Сегодня Кремль пытается из военных сделать бюрократов, продолжает эксперт: «Потому что со всей остротой встал вопрос, куда деть огромное количество мужиков, травмированных войной, которая длится уже больше двух лет? Они хорошо владеют оружием, научились, не задумываясь, убивать и страдают когнитивным диссонансом, осложненным посттравматическим синдромом. И Путин ничего лучшего не придумал, как дать им в руки административный рычаг. Здесь опять же главенствует его личный мотив – сохранение власти. Как у Гитлера и Муссолини, которые тоже пытались подкупить ветеранов Первой мировой».

Кончится это плохо, прогнозирует Орешкин: «Достаточно вспомнить, как решали свои проблемы “афганцы”. Страну потрясли их разборки между собой. А в Афганистане воевало гораздо меньше людей, чем сейчас воюет в Украине. Еще один вариант того, куда Россия может скатиться, – “ДНР-ЛНР”: повсеместное насилие, беспредел, пыточные камеры и внесудебные казни…. Путин последовательно ведет страну именно к этому сценарию».

Президент РФ дал понять, что теперь карьерный рост и положение в иерархии будут так или иначе связаны с кровавой и неправедной войной, считает преподаватель факультета социальных наук из пражского Карлова университета Дмитрий Дубровский. По его словам, в результате реализации президентской идеи на командные посты в различных сферах жизни придут те, кто участвовал в боевых действиях, со своими специфическими навыками и выработанным пренебрежением как к своей жизни, так и жизням других.

«Во всяком случае, им дается “зеленый” свет, – поясняет собеседник Русской службы «Голоса Америки». – Так образуется… круговая порука – через кровь. Само по себе участие в войне гарантирует лояльность власти и национального лидера по отношению к бывшим воякам. С другой стороны – расчет на то, что это обеспечит преданность власти людей, прошедших через войну и замаранных кровью».

Замысел не нов, в истории такое было, да и в России уже происходит, отмечает Дубровский. «Через так называемые “новые территории” регулярно прокатывают различных чиновников, – отмечает он. – Ветеранам “СВО” стали раздавать участки земли. Буквально как это делали в Римской империи, выдавая ветеранам-легионерам земельные наделы для обработки. Грубо говоря, война становится универсальным способом рекрутирования новой путинской элиты. Она должна пройти через войну, чтобы доказать свою преданность власти. Есть, конечно, еще дети кремлевских руководителей и высших чиновников, которые унаследуют “теплые” места. Но детей явно не хватает».

Это очень важный, но опасный для Путина сюжет, полагает социолог: «Он (Путин) хочет сформировать контрэлиту, на которую в случае чего может поменять старую опору. Это вполне в его духе. Если ему покажется, что прежняя команда недостаточно лояльна или вдруг начнет заигрывать с Западом, он ее тут же уберет. Это, условно говоря, история про то, что раз есть боевики СА, значит – должны быть и боевики СС (вооруженные формирования НСДАП в гитлеровской Германии – В.В.). Они в равной степени нужны для устрашения общества и удержания власти. Но в какой-то момент кем-то можно пожертвовать, если потребуется. По принципу “разделяй и властвуй”».

Похожие записи

В небе над Украиной уничтожили семь из восьми беспилотников, которыми РФ атаковала Украину – Воздушные силы ВСУ

admin

Несколько авторитетных изданий призвали освободить Джулиана Ассанжа

author

Президент Чехии заявил, что взрывы боеприпасов в Врбетице могли быть связаны с недостачей на складах. Глава Минюста опровергла его слова

author