Новости

Зимняя война с Финляндией. Как Сталин нажил врага Советскому Союзу

Радио Свобода продолжает цикл "Развилки" – серию публикаций о переломных моментах российской истории, когда она могла пойти совсем другим путем. Какими были исторические альтернативы и почему они остались нереализованными?

Здесь вы можете найти ссылки на предыдущие серии цикла.

Срежиссированное нападение

26 ноября 1939 года примерно в 15:45 у деревни Майнила на советско-финской границе прозвучали несколько взрывов снарядов. Как официально было объявлено советской стороной, из Финляндии обстрелу подверглись военнослужащие на территории СССР: четверо погибли и девять ранены. Не назывались ни фамилии пострадавших, ни номер их части, так что сразу возникли сомнения в том, были ли жертвы. В ноте Наркомата иностранных дел (НКИД) в тот же день СССР назвал инцидент нападением, заявил протест по поводу случившегося и предложил отвести финские войска на 20–25 км от границы.

Финляндия начала свое расследование. В журнале наблюдений финских пограничников были зафиксированы пять выстрелов из орудий и два гранатометных на советской территории. Маршал Карл Маннергейм заявил, что финской артиллерии в этом районе нет, она находится в 20 километрах от границы. 27 ноября в ответной ноте правительство Финляндии сообщило, что выстрелы были произведены с советской стороны, а финская сторона не имеет орудий, огонь которых достигал бы указанного места. Со своей стороны, Финляндия заявила о готовности обсудить двухсторонний отвод войск от границы и провести совместное расследование инцидента.

Реакция Москвы была бурной: 28 ноября СССР в одностороннем порядке объявил утратившим силу пакт о ненападении с Финляндией 1932 года, мотивировав это тем, что он систематически нарушается финским правительством, и отозвал своих представителей из Финляндии. 29 ноября власти северной страны сообщили о согласии на отвод войск от границы, но уже утром 30 ноября без объявления войны Красная армия начала боевые действия.

Смотри также

Дважды ускользнувшая. Финляндия и СССР во Второй мировой

Историки до сих пор спорят, как был организован инцидент у деревни Майнила. Существует версия, что это было делом рук НКВД. Есть свидетельство Никиты Хрущева, который был на сталинском обеде 26 ноября, где диктатор сказал: "После того как Финляндии будут предъявлены ультимативные требования территориального характера и в случае, если она их отвергнет, придется начать военные действия". Он сообщил: "Сегодня начнется это дело". Хрущев был уверен: "Разок выстрелить из пушки – и финны поднимут руки вверх, согласятся с требованиями". Звучало и имя командарма 1-го ранга, артиллериста Григория Кулика, отправленного на границу…

Финляндия, подвергшись нападению, сдаваться не стала, хотя в условиях начавшейся Второй мировой войны ее положение было тяжелым. Швеция заявила о нейтралитете, Великобритания и Франция были скованы Западным фронтом, Германия отказалась от поддержки со ссылкой на договор о ненападении с СССР. Секретный протокол к пакту Молотова – Риббентропа передавал Финляндию в сферу влияния СССР, поэтому Берлин не оказал ни военной, ни дипломатической помощи Хельсинки, на что можно было рассчитывать еще годом раньше.

Сталин еще в 1938 году пытался добиться от Финляндии политических и территориальных уступок. В ходе миссии в Хельсинки дипломата и чекиста Бориса Ярцева (Рыбкина) СССР требовал секретного соглашения по совместной обороне финского побережья в случае нападения Германии, строительства укреплений на Аландских островах и размещения баз для советского флота и авиации на острове Гогланд. В августе 1938-го переговоры были прерваны. Но в марте-апреле 1939 года Москва увеличила запрос, требуя уже четыре острова в аренду на 30 лет: Гогланд, Лавансаари, Сейскари и Тютярсаари. Был получен отказ с указанием на политику строгого нейтралитета. Неофициально были даны заверения в том, что Финляндия будет защищаться от любой агрессии.

Ситуация изменилась с началом Второй мировой войны. Пользуясь пактом с нацистской Германией, предусматривавшим раздел сфер влияния в Восточной Европе, с 28 сентября по 10 октября 1939 года СССР навязал "договоры о взаимопомощи" Эстонии, Латвии и Литве, согласно которым эти страны вынуждены были согласиться на размещение советских военных баз, с численностью войск Красной армии по 20–25 тысяч человек. 5 октября СССР так же настойчиво предложил Финляндии рассмотреть возможность заключения с СССР пакта о взаимопомощи, аналогичного заключенным со странами Балтии. Правительство Финляндии заявило, что это противоречило бы занятой им позиции абсолютного нейтралитета.

Финляндия оказалась осенью 1939 года в изоляции. У нее не осталось иной опоры, кроме собственных ресурсов и уверенности в эффективности своих укреплений. 10 октября был объявлен призыв в финскую армию для проведения учений, фактически это была мобилизация. В октябре из приграничных районов страны эвакуировали более 150 тысяч человек. У граждан Финляндии был резон опасаться не только военных действий: о выселении части ингерманландцев и репрессиях в советской Карелии против финского населения регулярно сообщала пресса.