20.11.2023
Впервые президент РФ В.В. Путин огорошил широкую общественность заявлением о возможности перехода к мобилизационной экономике еще в далеком 2014 году, когда Россия в первый раз попала под жесткие санкции из-за незаконного присоединения Крыма. Тогда еще не до конца сформировавшийся диктатор связывал эту необходимость не только с санкциями, но и «с нашими с вами недоработками, которые складывались в течение лет».
Сейчас уже с высоких трибун никто не упоминает о катастрофичных последствиях действий Кремля, в том числе и в Украине, а вот призывы перевести экономику страны на военные рельсы звучат из каждого утюга. Да и на практике происходит ровно это.
Давайте разбираться, чем все это нам отзовется, согласно экономической науке?
- Снижение гражданского производства: при переводе на военную экономику происходит сокращение производства товаров народного потребления. Что, в свою очередь, приводит к дефициту базовых товаров и услуг, что негативно сказывается на качестве жизни граждан.
- Увеличение государственного контроля: военная экономика требует усиления государственного контроля над производственными процессами, что повышает бюрократизацию и понижает частную инициативу. А это выливается в стагнацию любого сектора, напрямую не связанного с «оборонкой».
- Негативное воздействие на общество: преобладание военных нужд и идеологии неизбежно приводит к милитаризации общества в целом. Растет уровень агрессии, паранойи. Как следствие — увеличивается уровень насилия, так как акцент делается на силу и конфронтацию, а не на мирное разрешение конфликтов.
- Рост социальных проблем: мобилизация населения, создание новых рабочих мест в военно-промышленном комплексе происходит за счет изъятия сотрудников из других отраслей. Это вызывает экономическую нестабильность, провал «мирных» сегментов рынка, как следствие — ухудшение психоэмоционального состояния граждан и их неуверенность в завтрашнем дне.
- Экологические последствия: военная деятельность связана с разрушительным воздействием на окружающую среду: это нерациональное использование ресурсов, техногенные катастрофы, паралич деятельности экологических организаций на воюющих и прифронтовых территориях и т.д. Все вместе приводит к глобальному ухудшению качества жизни не только ныне живущего поколения, но и последующих.
Ситуацию комментируют компетентные эксперты в разных отраслях знаний
Евгений Гонтмахер, доктор экономических наук:
Вертикаль власти пытается стать еще более жесткой. На первый план выходит рост обороноспособности: мы произвели дополнительно 125 самолетов, 5 крейсеров, авианосцы. Меняется целеполагание, но к росту экономики это точно не приведет. Ровно наоборот. Минимизировать риски и негативные эффекты в данной ситуации еще никому не удавалось.
Артур Перепелкин, предприниматель:
Переход на военную экономику требует огромных инвестиций в вооружение и военные технологии, что непременно приведет к масштабным перекосам в российской экономике, которую и без того трудно назвать сбалансированной. Разумеется, происходит процесс снижения инвестиции в гражданские технологии и инфраструктуру, что в долгосрочной перспективе скажется на конкурентоспособности экономики. Война к тому же забирает ресурсы и от гражданских инновационных проектов, так что будущее России теперь выглядит еще более мрачным и отсталым, чем мы могли предположить до начала преступной СВО в Украине.
Аббас Галлямов, политолог:
Такие заявления могут быть связаны с желанием оказать давление на коллективный Запад. Возможно, они хотят показать, что Россию лучше оставить в покое, что она готова к худшему.
Ольга Леднева, завкафедрой бизнес-статистики университета «Синергия»:
Мобилизационная экономика — это не лекарство от вируса и не может восприниматься как инструмент выхода из экономического кризиса. Выходом из любого кризиса является свободный рынок, а при мобилизационной экономике отсутствуют стимулы развития рынка. Управление происходит в соответствии с планом и программами. Некоторые отрасли, такие как оборонная или космическая промышленность, могут частично регулироваться государством, но для сельского хозяйства, торговли и инноваций это неприемлемо.