Политика

Кремль прикрыл тылы на Кавказе

Выборы глав трех северо-кавказских республик прошли предсказуемо и безальтернативно. В Чечне Ставленник Кремля, Рамзан Кадыров вошел в третий срок управления регионом со статусом «всенародноизбранный», в Северной Осетии, при полном отсутствии политической конкуренции и лидеров общественного мнения, приставки «врио» лишился Вячеслав Битаров, а в Карачаево-Черкесии Кремль сделал ставку на уже проверенного Рашида Темрезова, хоть и крайне не популярного и вызывающего недоверие в обществе.

Чечня: усиление репрессий

Глава Чечни Кадыров будет идти по пути ужесточения своей политики, считает директор проекта по России и Северному Кавказу Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская.

Перед назначением Кадырова исполняющим обязанности было очевидно, что у федерального центра накопились к нему претензии, казалось, что он может быть сменен, однако, после назначения результат самих выборов стал совершенно очевиден, отметила эксперт.

«После выборов Кадыров впервые будет руководить республикой не как назначенец, а как «всенародно избранный лидер». Вопрос лишь в том, избранный 100 или 120-тью процентами граждан. Это еще больше усилит в Кадырове ощущение собственной значимости, неограниченности своей власти и того, что он и дальше может делать на вверенной ему территории все так, как считает нужным», — заявила Сокирянская.

По ее мнению, Кремль не будет вмешиваться во внутренние дела Чечни до тех пор, пока Кадыров будет исполнять неформальный контракт, заключенный с Путиным.

Репрессивной машине постоянно требуется подпитка, чтобы люди боялись — нужно все время находить новые и новые методы давления.

Сокирянская заявила, что ожидает еще большего давления на граждан и усиление репрессий за альтернативное мнение: «Потому что, с одной стороны испуг потерять власть был, но с другой — вседозволенность вновь появилась. Потому желание подавить инакомыслящих будет только расти. Репрессивной машине постоянно требуется подпитка, чтобы люди боялись — нужно все время находить новые и новые методы давления. Что касается распространения влияния, то я ожидаю его усиления. Это будет активная политика по выстраиванию своего влияния и контроля не только на другие регионы России, но и, даже в большей степени, за рубежом. Будут попытки большего влияния на диаспору, как в Европе так и на Ближнем Востоке и распространения методов, применяемых в Чечне в отношении чеченцев, проживающих за пределами России».

Также у Рамзана Кадырова остаются сильные лоббистские позиции в Москве, в том числе в вопросах бизнес-интересов, уверена эксперт. При этом она допустила возможность некоторого понижения статуса Кадырова в том случае, если формирующаяся Нацгвардия действительно попробует ослабить его контроль над силовыми структурами в Чечне.

«Пока активных действий в этом направлении не прослеживается и до выборов это было бы странным. Ряд экспертов отмечал, что одна из задач Нацгвардии — решить проблему неподконтрольности чеченских силовых структур. Если это произойдет, то возможны какие-то изменения в статусе главы Чечни, может, он станет более вписанным в российскую систему властных отношений. Но для жителей республики это мало что поменяет на практике, поскольку узкий круг лиц, выполняющих задания по борьбе с оппонентами, работает автономно и продолжит действовать исходя из лояльности своему руководителю», — заключила Сокирянская.

КЧР: бюджетное сжатие и раскол элит

Выстроенная главой Карачаево-Черкесии вертикаль власти стимулирует раскол в обществе и нарастание внутриэлитного конфликта, считает старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы Денис Соколов

Ожидаемой проблемой в Карачаево-Черкесии станет неизбежное расслоение среди элит.

Глава Карачаево-Черкесии в следующий срок своих полномочий столкнется с растущим отчуждением власти от населения, потому что, выборы прошли на уровне элитного сговора, отметил собеседник: «Говорить, что это однозначно плохо или хорошо, в условиях той политической системы, с которой мы имеем дело — я бы не стал, но нынешняя ситуация такова, что региональные власти не могут себе позволить даже играть в открытые выборы, даже попытаться их имитировать. Потому, что до выборов был не допущен ряд фигур, например Алий Тоторкулов (глава Российского конгресса народов Кавказа — прим. «Кавказ.Реалии»), которые, с электоральной точки зрения, имели большие шансы на победу в Государственную думу. Это говорит о том, что отчуждение от народа будет расти и дальше».

По мнению эксперта, второй ожидаемой проблемой в Карачаево-Черкесии станет неизбежное расслоение среди элит: «Потому что, от части из них, которая, по причинам абсолютно субъективным, не попадает в состав правящей элиты — будут так или иначе избавляться, выбрасывать их из власти. А многие из этих людей, во -первых, сами имеют какие-то ресурсы, есть амбиции на какую-то власть, они не согласны с такой расстановкой и это вызовет в конечном итоге новую конфигурацию внутриэлитного конфликта. Теперь будет ситуация, когда есть узкий круг, кто вошел [во власть] и тех, кто мог бы быть более достоин, с точки зрения своего политического статуса и электоральных ресурсов, но он в этот круг не попал, именно потому, что слишком высокий рейтинг».

Среди главных проблем, с которыми столкнется Темрезов эксперт также назвал «неизбежное продолжение бюджетного сжатия, которое приведет все к большим трудностям исполнения бюджетных обязательства — того единственного, что поддерживает лояльность населения».

Северная Осетия: рост социальной напряженности

Главе Северной Осетии Вячеславу Битарову и его команде придется работать в условиях сокращающихся трансферов из федерального бюджета и острого дефицита регионального бюджета.

Региональная власть будет вынуждена урезать расходы, даже несмотря на рост социальной напряженности.

При этом, чтобы не столкнуться с падением доверия и обманом надежд населения, связанных с его назначением, Битаров должен будет продемонстрировать результат, считает финансовый аналитик, главный редактор портала ktovkurse.com Алексей Пухаев.

«В таких условиях власти придется работать с крупным бизнесом в «поддавки», что, в принципе, не плохо. Ключевая проблема для власти – это не допустить разрастание бюджетной дыры, и это будет серьезной проблемой, особенно в ситуации, когда Кремль поставил задачу сокращать расходы бюджета и разобраться с долговой проблемой. Региональная власть будет вынуждена урезать расходы, даже несмотря на рост социальной напряженности», — отметил Пухаев в комментарии «Кавказ.Реалии».

По мнению экономиста, способом выживаемости региона стало бы долгосрочное инвестирование в малый и средний бизнес, создание условий для устойчивого роста этих сегментов экономики: «Главная задача сейчас – это найти новые «точки роста», которые станут опорой для экономики региона. На мой взгляд, в Осетии это мог бы стать малый и средний бизнес, однако власть вновь пытается сделать ставку на «спирт» и «крупного инвестора», который поможет региону, открыв несколько предприятий».

Источник:www.kavkazr.com

Похожие записи

Что общего между Каталонией и Северным Кавказом?

author

Ползучее вхождение

author

Кадыров не признает беженцев у польской границы

author