Общество

Для кого-то – день космонавтики, для нас – траур

11 и 12 апреля в Дагестане вспоминали жертв насильственного переселения в 1944 году. В то время полностью выселили дидойцев, компактно проживавших в Цунтинском районе, а также кумыков из поселков Тарки, Кяхулай и Альбурикент.

"Это было жуткое ощущение"

Руководитель дагестанского отделения партии "Гражданская инициатива" Магомед Магомедов рассказал, что переселение дидойцев изначально носило добровольный характер. Власти преподнесли это как предложение крестьянам перебраться из малоземельного высокогорного района на плодородные земли Чечни. Своим указом Сталин депортировал 23 февраля 1944 года всех чеченцев и ингушей.

Дидойцы отказались, поскольку не хотели покидать родовые села, в которых столетиями жили их предки. Тогда власти изменили тактику, потребовав незамедлительно приготовиться к переселению под угрозой расстрела. По словам собеседника, в считанные дни тысячи людей были выселены из более чем 40 аулов. Большая часть этих сел была разрушена, чтобы у переселенцев не возникло желания вернуться.

"В сопровождении партийных работников сотрудники НКВД гнали этих людей как скот. Сами на лошадях, а их заставили ходить пешком с детьми на руках. Мой отец рассказывал, как мама брала его 5-летнего на руки и проходила так большие расстояния. Восемь дней эти люди шли. Через высокогорные Цумадинский и Ботлихский районы, через перевал Харачой. Расселили их в Веденском районе. В основном это села Элистанжи, Сельментаузен, Дышне-Ведено, Тазен-Кала и другие. Люди не знали, как пользоваться этой землей, какие культуры сажать. Пошла эпидемия, голод, холод. Огромное количество людей погибло", – рассказал Магомедов.

За этого время погибли по меньшей мере 20 наших родственников, среди которых и дети и взрослые. Страшные муки испытали наши люди в этой жуткой депортации

По его словам, часть дидойцев скрылась от гонителей в соседней Грузии. Некоторые скрылись в лесах и предприняли попытку вооруженной борьбы с властями. Местные жители, которые возвращались в села после длительных поездок, находили опустевшие дома и руины.

"Один из них брат моего дедушки по имени Абдулхамид. Он вместе с моим дедушкой Абдулбасиром ещё до начала войны со своим отцом уехали в аул Эндирей (Хасавюртовский район Дагестана – "Кавказ.Реалии"). Дело в том, что их отца хотели репрессировать, он был религиозным учёным. В Эндирее он скрылся от преследования в доме своего друга, тоже ученого. В 1943 году мой прадед умер и его сыновья вернулись в горы. Многие дидойцы тогда предпочитали зимовать в соседней Грузии, где был не такой суровый климат, а весной возвращаться к себе. Мой дед и его брат в том году тоже направились в Грузию с семьями. Только детей с ними было 12. В середине апреля они вернулись в свой аул Асах, но обнаружили его пустым. Это было жуткое ощущение, рассказывали они. Затем к ним пришли силовики и в той же ультимативной форме потребовали переселиться. Они были вынуждены уехать в Чечню, поскольку в районе никто не остался. В итоге они жили в Чечне с 1944 по 1957 год. За этого время погибли по меньшей мере 20 наших родственников, среди которых и дети и взрослые. Страшные муки испытали наши люди в этой жуткой депортации", – рассказал собеседник историю своей семьи.

По его словам, значительная часть дидойцев вернулась в свои аулы вопреки воле властей к концу 1950 года. В чеченских аулах оставались жить старики, женщины, дети и те, кто был ограничен в движения из-за проблем со здоровьем. Только после возвращения депортированных чеченцев в эти села в 1957 году, дидойцы смогли вернуться в свои родовые аулы.

Пугали депортацией в Сибирь

Председатель Общественного совета поселка Кяхулай Залимхан Валиев говорит, что переселение жителей кумыкских поселков Тарки, Кяхулай и Альбурикент не входило в планы советского руководства, оно было инициировано властями Махачкалы с целью отчуждения земель местных колхозов.

"Это было решение горисполкома, не согласованное с центральной властью. Пять богатых колхозов было у нас. В одном Кяхулае было семь машин, которые перевозили грузы весом в 1,5 тонн. Это были колхозы-миллионеры, чья продукция выставлялась на выставках в Москве. Поэтому мы не нуждались в переселении для социально-экономического развития, как преподносила эти мероприятия советская власть, нам очень хорошо жилось в родных поселках. Это все было затеяно с одной целью, чтобы созданный в 1931 году Махачкалинский район окончательно поглотил земли наших трёх поселков", – рассказал Валиев.

Очевидцем событий тех дней стала мать собеседника, которой на тот момент было 11 лет. Согласно ее воспоминаниям, которые привел Валиев, жителей поселков тогда собрали у близлежащего озера Ак-Гель. Им объявили, что если в течение трёх дней они не освободят дома, то их депортируют в Сибирь. В результате людей погрузили в товарные вагоны и вывезли в опустевшие после депортации чеченские села Байрамаул, Бамматюрт и Османюрт Хасавюртовского района Дагестана.

Власть нам прямо говорит, что если встанет вопрос о компенсациях, то на выплаты всем переселенцам уйдет несколько республиканских бюджетов

"Вся политически активная часть населения была на фронте, в поселках остались старики, дети, женщины. Поэтому обошлось без сопротивления. Наше население не понесло такие большие потери, как горские народы, поскольку мы были адаптированы к жизни на равнине. Умирали люди в основном из-за голода. Мама рассказывала о погибших ровесниках. Их поселили в пустое село, где не было никакого продовольствия. Буквально травой питались люди", – рассказал Валиев.

В 2004 году власти Махачкалы признали жителей этих поселков насильственно переселенными. Необходимые документы были переданы в парламент Дагестана для принятия решения о компенсациях для переселенцев. Но за 16 лет вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки

По его словам, земли поселковых колхозов распределили между махачкалинскими предприятиями и другими колхозами, а в дома заселили рабочих и колхозников: "Когда чеченцев реабилитировали, наш джамаат по своей воле вернул возвратившимся чеченцам их дома и, не ожидая решения органов власти, вернулся в свои поселки. Но оказалось, что все наши дома были переданы предприятию ‘Дагнефть’, Заводу имени Гаджиева, Махачалинскому порту. В итоге, кто смог выкупить отцовские дома, выкупили. Кто не смог – в их домах живут чужие люди по сей день. Многим вернувшимся пришлось строить новые дома на окраине. Строить приходилось по ночам, иначе могли привлечь к ответственности за самовольное строительство. В одном из таких домов моя семья прожила три поколения".

Выселение серьезно ударило по социально-экономическому развитию поселков Тарки, Кяхулай и Альбурикент, лишив людей возможности заниматься сельским хозяйством, уверен общественник. В 2004 году власти Махачкалы признали жителей этих поселков насильственно переселенными. Необходимые документы были переданы в парламент Дагестана для принятия решения о компенсациях для переселенцев. Но за 16 лет вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки, заявил Валиев.

"Власть нам прямо говорит, что если встанет вопрос о компенсациях, то на выплаты всем переселенцам уйдет несколько республиканских бюджетов. Но мы не говорим о материальной компенсации. Пусть предоставят хотя бы льготы. На наших землях сегодня стоит целый мегаполис. Ну освободите от земельного налога нас хотя бы. Мы видим, как разбазариваются земли наших колхозов, которые сегодня в федеральной собственности находятся. Мы требуем, чтобы этот бардак прекратился, чтобы земли использовали с пользой. Если эта земля нужна государству – никаких проблем. Но выплатите нам компенсации взамен, как это сделали для наших братьев в Ботлихском районе. Там для строительства военного городка изъяли десятки гектаров земли, но взамен жителям дали хорошие компенсации", – добавил Валиев.

По его словам, жители трёх поселков ежегодно 12 апреля проводят траурные мероприятия в память о жертвах переселения и политических репрессий. Собравшиеся читают молитвы, раздают милостыню. В этом году из-за угрозы коронавирусной инфекции решено было воздержаться от массовых собраний: "Для кого-то – день космонавтики, для нас – траур".

"Ослабить и подавить противников советского строя"

В 1944 году насильственное переселение коснулось не только дидойцев и кумыков. Более 16 тысяч хозяйств из 21 района Дагестана были выселены из мест постоянного проживания, согласно докладной записке Совета народных комиссаров (СНК) Дагестанской АССР председателю СНК РСФСР и Наркому земледелия СССР. Ее текст приводит официальное издание Дагестанского научного центра Российской академии наук – "Вестник ДНЦ" – в статье "Депортация населения Дагестана в годы Великой отечественной войны и ее этнокультурные последствия".

"На 1 августа 1944 года переселено 16 100 хозяйств против 6300, установленных СНК СССР, и 9160, намеченных СНК ДАССР и обкомом ВКП(б). Из 21 горного района полностью переселено 144 населенных пункта, 109 колхозов и частично переселено население из 110 горных селений Дагестана. Кроме того, в соответствии с постановлением СНК СССР от 18 мая 1944 г. № 546 в июле переселены из Грузинской ССР 700 хозяйств проживавших там аварцев", – говорится в тексте докладной записки.

Согласно документу, почти 70 тысяч человек подверглись выселению, что составляло 1/5 часть населения горного Дагестана в те годы. Около 55 тысяч человек были размещены в 4 районах, присоединенных к Дагестанской АССР, и около 15 тысяч – в предгорных и равнинных землях внутри прежних границ Дагестана.

Автор публикации отмечает, что причиной переселения было стремление руководства СССР ослабить и подавить противников существующего советского строя и коммунистической идеологии.

По разным оценкам в ходе насильственного переселения дагестанцев по причине эпидемий малярии, дизентерии и других болезней, а также голода погибло не менее 1/5 части переселенцев.

"Последствия переселения до сих пор толком не изучены"

Большинство земельных споров, вытекающих сегодня в межнациональные конфликты, возникли в Дагестане в результате насильственного переселения жителей, заявил в беседе с корреспондентом "Кавказ.Реалии" дагестанский историк Зураб Гаджиев.

"Был нарушен естественный ход социально-экономических процессов и созданы практически неразрешимые проблемы. В ходе переселения в бывшие чеченские села были переселены десятки тысяч людей разных национальностей. Кумыков переселили некоторое количество, дидойцев выселили целый район, еще половину Цумадинского района и население прочих горных районов, создав в Чечне три аварских района, а из переселенных даргинцев там же образовали новый Шурагатский район. Часть лакцев переселили в образованный тогда Новолакский район. Их дома, целые села на прежнем месте жительства были разрушены. Подчёркиваю, не сами обветшали, а именно были разрушены. Они испытывали голод, массу социально-экономических проблем и пережили эпидемии. И всё это на фоне войны, когда ‘всё для фронта всё для победы’, а народ по остаточному принципу выживал. В итоге выжившие сумели как-то поднять хозяйство за десять послевоенных лет, после чего вдруг им объявили о возвращении чеченцев и их переселении обратно в Дагестан", – рассказал историк.

Переселяющихся селили куда попало, меняя в одночасье этнический, демографический, хозяйственный, инфраструктурный облик районов

По его словам, возвращение депортированных чеченцев и переселение дагестанцев происходило крайне неорганизованно несмотря на то, что вопрос находился в фокусе высшего руководства СССР.

"Проблемы дагестанских народов, переведенные в основном на усмотрение республиканских органов власти, и вовсе решались на скорую руку, в авральном режиме, без общего плана и стратегии. Какие-то районы восстановили и вернули в них людей. Где-то это оказалось невозможно и вся тяжесть приема переселенцев легла на равнинные районы. Переселяющихся селили куда попало, меняя в одночасье этнический, демографический, хозяйственный, инфраструктурный облик районов. Возникали проблемы с доступом населения к образованию, здравоохранению, транспорту и путям сообщения. В одночасье, например, кумыкское село Маджалис (ныне районный центр Кайтагского района Дагестана – "Кавказ.Реалии") стало даргинским. Примерно то же произошло с заселением аварцев в ряде других сел и районов на плоскости. Конечно, горцы во все времена спускались на равнину, но не так, чтобы в одночасье это сделал целый район или большое селение как целостный социальный и хозяйственный организм со своей средой", – отметил исследователь.

По словам Гаджиева, эти события вызывают земельные споры и колоссальные социальные проблемы в современном Дагестане. Последствия переселения до сих пор толком не изучены, что делает невозможным решение возникших из-за него проблем.

Источник:www.kavkazr.com

Похожие записи

Вдох_Вдох

author

Почему чеченский муфтият запретил фильм про пророка Мухаммада?

author

Чеченский исход

author