Новости

Договор РСМД: разрушается ли документ, позволивший Европе перестать бояться?

МОСКВА – На прошедшей неделе отметил 30-летие своего существования один из главных документов, которые перевели США и СССР из состояния взаимно угрожающих противников в положение успешно договаривавшихся сторон – Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Сейчас и Вашингтон, и Москва говорят о том, что договор РСМД находится под угрозой, и каждая из сторон обвиняет другую как минимум в создании условий для его нарушения, а как максимум – в том, что такие нарушения уже произошли.

В субботу заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков в официальном комментарии на интернет-странице российского МИДа заявил, что «антироссийская пропагандистская кампания в контексте ДРСМД всё больше выглядит как стремление свалить с больной головы на здоровую», и «ее усиление может быть признаком того, что в Вашингтоне взят курс на выход из данного соглашения, как там в свое время вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны».

Также Рябков сообщил: «Мы полностью привержены Договору, всегда его неукоснительно выполняли и готовы так же действовать впредь. Однако если другая сторона перестанет ему следовать, будем вынуждены, как уже указывал Президент Российской Федерации В.В.Путин, дать зеркальный ответ».

Сергей Рябков прореагировал столь жестко не на официальные заявления Вашингтона, а на публикацию 9 декабря изданием Politico со ссылкой на свои источники в правительстве США информации о том, что Белый дом готов поддержать санкции против России за нарушение договора РСМД. Обычно российское руководство реагирует только на официальную информацию, призывая дождаться ее подтверждения властями Соединенных Штатов.

Как и почему заключали договор о ликвидации РСМД

Заключению договора РСМД предшествовало нарастание противостояния между СССР и Западом в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века, сопровождавшееся с обеих сторон размещением в Европе – странах НАТО и Варшавского договора соответственно – ракет с дальностью поражения цели от 500 до 5500 километров. Самыми известными широкой публике видами этих вооружений были ракета MGM-31C «Pershing II» у США и ракета РСД-10 «Пионер» (в НАТО ее называли SS-20) у Советского Союза.

Это нарастание напряженности наложилось на череду смертей советских лидеров от Леонида Брежнева до Константина Черненко, а закончилось при Михаиле Горбачеве, который уполномочил своего министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе договориться в сентябре 1987 года о приемлемом для Москвы компромиссе с Вашингтоном.

Переводчик и помощник президента СССР Михаила Горбачева Павел Палажченко, участвовавший в переговорах по РСМД, недавно вспоминал в своей публикации в Facebook о том, что предшествовало заключению договора: «Вспоминая о довольно откровенных разговорах с членами советской делегации на переговорах, могу сказать, что масштаб стратегического просчета, допущенного руководством СССР, принявшим решение о развертывании в конце 70-х годов ракет средней дальности «Пионер» («СС-20»), многим был очевиден уже тогда. Надо было умудриться настроить против себя всю Западную Европу (новые ракеты были технически совершенным средством ведения войны, несопоставимым по своим характеристикам со старыми ракетами, которые они якобы заменяли) и заодно дать повод американцам развернуть против нас ракеты, долетавшие до важнейших целей и центров управления на территории СССР за 5-7 минут».

Через три месяца после договоренностей Шеварднадзе и госсекретаря США Джорджа Шульца уже сам Михаил Горбачев в ходе визита в США подписал с Рональдом Рейганом договор о ликвидации РСМД – первый в истории документ, говоривший о практическом сокращении существующих ядерных вооружений. Тогда же страны договорились создать центры по уменьшению ядерной опасности.

Россия 10 лет назад: «Мы готовы к возможному производству БРСД»

Впервые о гипотетической возможности выхода России из договора РСМД в июне 2000 года заявил совсем недавно избранный президент России Владимир Путин – он сделал это заявление в связи с намерением США, позже осуществленным, выйти из Договора о противоракетной обороне.

В феврале 2007 года начальник Генерального штаба российских Вооруженных сил Юрий Балуевский заявил: «Договор о РСМД между Москвой и Вашингтоном имеет бессрочный характер, но возможность выхода из него существует, если одна из сторон предоставит убедительные доказательства необходимости выхода. Сегодня такие убедительные доказательства есть – многие страны разрабатывают и совершенствуют ракеты средней дальности».

Также в своем выступлении Юрий Балуевский выразил тогда сожаление в связи с тем, что «Россия, выполнив договор о РСМД, потеряла многие системы такого оружия, которые были уникальные». Чуть ранее Юрий Соломонов, директор и генеральный конструктор Московского института теплотехники, разрабатывавшего российские ракеты средней и меньшей дальности, сообщил, что он и его коллеги «готовы к возможному производству БРСД (баллистических ракет средней дальности) и интеллектуально, и нашими производственными мощностями».

Эти заявления прозвучали всего через несколько дней после известной «мюнхенской речи» президента России Владимира Путина, в которой он упрекнул США в том, что те хотят «навязать свои нормы другим государствам». Многие эксперты тогда расценили речь Путина как поворот к стратегическому противостоянию России с Западом.

В том же 2007 году Сергей Иванов, в то время министр обороны России, выступая в Государственной Думе, назвал заключение договора РСМД «большой ошибкой» и намекнул на выход из него, потому что, по его словам, ракеты с параметрами, подпадающими под действие договора, есть у Индии, Пакистана, Кореи, Китая, Ирана и Израиля.

Александр Гольц: претензии США по договору РСМД к России обсуждаются в открытых источниках

Власти США с 2014 года напрямую говорят о том, что Россия нарушает договор РСМД, испытывая новые крылатые ракеты средней дальности, однако представители Вашингтона часто говорят лишь о своем точном знании этого факта, не приводя детальных обоснований сказанного.

Независимый военный обозреватель Александр Гольц в интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» объясняет, почему: «За последние несколько лет Россия решительно поменяла свой статус в глазах американских военных: если до аннексии Крыма и вмешательства на Украине Россия была все-таки скорее партнером, чем противником, то теперь американские военные совершенно определенным образом относят ее к потенциальным противникам. А потенциальный противник не должен знать, каким образом у США оказалась та или иная информация, поскольку конкретизация этой информации дает потенциальному противнику возможность определить источники и возможности другой стороны. Их позиция понятна – «мы представим соответствующие доказательства нашей администрации и Конгрессу, а они пусть и решают, что делать в этой ситуации».

Военный аналитик перечисляет возможные причины для опасений США, которые уже открыто обсуждались в различных публикациях: «В открытой печати высказывалось несколько предположений. Речь может идти, например, о новой боеголовке для ракеты «Искандер», чьи тактико-технические данные не подпадают под Договор РСМД. Пишут, что у «Искандера» появилась новая боеголовка, которая позволяет превысить те границы, которые устанавливает договор, и лететь дальше, чем 500 километров. Также есть публикации о том, что существует некий наземный вариант ракеты «Калибр», которая была использована первый раз в октябре 2015 года с наших подводных лодок из Каспийского моря. По мнению некоторых исследователей, дальность для наземного варианта такой ракеты превышает 500 километров. Говорят даже о том, что два дивизиона таких ракет уже поставлены на боевое дежурство».

«Наконец, существует ракета РС-26 «Рубеж», межконтинентальная баллистическая ракета. Россия абсолютно в своем праве создавать и развертывать такие ракеты, но было проведено два испытания такой ракеты на малую дальность, что могло заронить у американцев подозрение, что, на самом деле, создается ракета средней дальности», – рассказывает Александр Гольц.

По мнению военного эксперта, ответные обвинения России в отношении США, называющие комплексы противоракетной обороны, размещаемые в Польше и Румынии, потенциальной угрозой российской территории, являются абсурдными: «Версия о том, что в пусковые установки МК-41 можно загрузить «Томагавки», носит сугубо гипотетический характер. Никто никогда не пробовал это делать. Никто никогда не испытывал ракеты морского или воздушного базирования "Томагавк" в установках МК-41. Это выдумка, которая соответствует общему подходу российского руководства, заключающемуся в том, что обе стороны врут друг другу и стараются обмануть, как только можно».

Владимир Дворкин: я не вижу никакого сценария начала военных действий с запуском ракет

Главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин уверен, что разногласия по договору РСМД можно уладить без политических заявлений: «В декабре должна работать специальная контрольная комиссия, которая существует в рамках этого договора. И при нормальных взаимоотношениях все спорные вопросы могут быть достаточно решены, потому что все претензии носят чисто технический характер».

Владимир Дворкин говорит, что ничто из предъявляемых сторонами друг другу моментов не влияет на боевые потенциалы двух стран: «Технически — да, из установок ПРО в Румынии и Польше возможен запуск ракет «Томагавк», и это формальное нарушение статьей договора. Но смысла в таком запуске никакого нет, потому что США уже обладают больше чем 6 тысячами крылатых ракет только на море. Если добавить туда еще 20-40 крылатых ракет, которые якобы можно разместить в установках ПРО в Румынии в Польше, то это никакой прибавки к потенциалу не дает, а потому смысла не имеет».

«Претензии США к тому, что в России испытана крылатая ракета из наземной пусковой установки на дальность больше, чем 500 километров? Но сам Договор РСМД допускает испытания крылатых ракет любой дальности из наземных пусковых установок на стадии эксперимента, из такой пусковой установки, которая отличается от серийных и является стационарной, а не мобильной», – продолжает эксперт.

Владимир Дворкин исключает любое реальное применение каких бы то ни было спорных вооружений обеими сторонами: «Я не вижу никакого сценария начала военных действий, при которых можно запускать эти ракеты. Что, США нападают на ядерную Россию? Или ядерная Россия начинает нападать на НАТО или США, которые сильнее и по силам общего назначения, и тоже имеют ядерное оружие?»

Генерал в отставке уверен, что «никаких последствий у нынешней перепалки с точки зрения выхода из договора не будет, потому что это было бы катастрофическим и для России, и для США, и для Европы: будут продолжаться политические нападки и дискуссии».

  • Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация — международные отношения, политика и законодательство, права человека.

    Нравится

    Буду следить

    Подписка

Источник:www.golosameriki.com

Похожие записи

В Харькове — уличные бои, под Киевом горит нефтебаза

author

Минобразования Чувашии возмущено детскими рисунками Нет войне

author

Рада уволила Кулебу и Верещук

admin