Репортаж

Это разгром. Реквизит Ленфильма может не пережить переезда

Цех реквизита студии "Ленфильм" выселяют из помещения. Руководство уверяет, что это плановый переезд ради ремонта, профессионалы говорят, что это разгром киностудии. Как это происходит, корреспондент Север.Реалии увидела своими глазами.

Свалка вещей возле цеха реквизита

Во дворе "Ленфильма" стоит бульдозер. С утра его ковш был полон барахлом, художники-постановщики вылавливали оттуда бутылки XIX и ХХ века, те самые, которые на барахолках продают по 2–3 тысячи за штуку. Несколько бутылок спасли, остальные ковш выбросил на помойку. Рядом с бульдозером все еще валяются спинки детской кроватки, настольная лампа, швейная машинка, на лестничной площадке цеха реквизита, уже бывшего, свалены горой чемоданы, и даже непрофессионалу видно, что они продавливают друг друга.

Чемоданы переезжают

– С ними так нельзя, они же пустые, ломаются под собственной тяжестью, – сокрушается Екатерина Краснова, ассистент по реквизиту. – Это просто вандальное отношение не только к исторической территории "Ленфильма", к музейным экспонатам, ко всему культурному наследию, которое сохранила киностудия. Этот реквизит она сохранила и во время войны, и в 1990-е, когда каждое новое руководство грабило студию – но находились люди, которые это берегли и сохраняли, а сейчас все это может пропасть. Ведь из этой мебели, из этих предметов мы создаем декорации – чудом уцелела такая площадка с возможностью аренды реквизита, единственная в городе.

Екатерина Краснова

Костюмы уже выгнали, мы даже не знаем куда, пошивочные цеха стоят пустые. Стулья петровского времени сейчас хранятся в чудовищных условиях, половина – сломаны. Так нельзя относиться, это преступление по отношению к культуре в целом. "Ленфильм" – это сложный комплекс корпусов для реквизита, мебели, света, и мало того, что мы лишаемся большой территории, которая уходит под офисные помещения для компаний, не имеющих отношения к кино, но весь реквизит складывают в коробки, в приказе прямо сказано: все, что непригодно, списать и утилизировать. Но под это можно списать 80%! Да, не весь реквизит целый и хороший, но мы все равно им пользуемся – хоть на заднем фоне. И сами его реставрируем. Это материальная ценность студии, ее культурное наследие. Здесь российское кино родилось в 1896 году, и очень печально, что сейчас ради чьих-то коммерческих интересов мы покидаем эти места. Но мы хотим хотя бы правильного отношения к вещам. Зайдите в любой музей – там такие же вещи, как у нас, и каждая единица бережно хранится в экспозиции или в специальном боксе. И зайдите туда, куда сейчас сваливают наши вещи – никакие фотографии не передадут этот воздух – им невозможно дышать, он весь в грибке. А в гараже, когда отопление включается, труба просто течет. Посмотрите, как свалены чемоданы, рядом валяется чемодан Шерлока Холмса из знаменитого фильма, и он уже дырявый!

"Чемодан Шерлока Холмса" с дырой

Ассистент режиссера по реквизиту Светлана Устинова больше 20 лет работает с разными кинокомпаниями и цех реквизита "Ленфильма" знает очень хорошо. По ее словам, таких вещей, как здесь, нет больше ни на одной студии, многие из них – музейные. Они и раньше не слишком хорошо хранились, сетует она, но теперь им грозит уничтожение.

В цеху реквизита

Вещи намокнут, потом отопление включится, что-то рассохнется и треснет

– В это здание цех переехал после войны, теперь все распихивают по маленьким каморкам, стеллажей, на которых все было худо-бедно разложено, в новых помещениях нет. Все складывают в коробки, в контейнеры и переносят в разные места, подобрать реквизит для съемок теперь будет практически невозможно. Обещали арендовать здание для реквизита, но для хрупких старинных вещей даже сам переезд опасен. Что-то потеряется, что-то разобьется, да и при хранении в плесени, в грибке все просто развалится – а перевозят на первые этажи, в гараж именно с грибком и плесенью. Здесь тоже она есть, но тут хоть второй-третий этаж, гораздо суше. Вот сейчас вещи намокнут, потом отопление включится, что-то рассохнется и треснет. "Мосфильм" построил целый дом для мебели и реквизита, а у нас все только ухудшается. К нам все приезжают снимать исторические фильмы, потому что такой мебели, такого реквизита нет больше нигде. Если мы сейчас это потеряем, большинство киношников Питера останется без работы. Это один немногих источников дохода киностудии, у которой масса долгов. Руководство говорит, что здание будет реставрироваться – но не для нас, оно будет сдаваться в аренду.

Флаконы из-под духов и одеколонов

По словам Устиновой, для каждой картины надо подобрать свой реквизит. Вот, например, нужны флаконы советских духов – а вот они, все выставлены на полках, а теперь они будут сложены и свалены где-то, где их никто не увидит. Вот стоят шкафы с вязаными салфетками и скатертями – можно выбрать любую, но и их теперь рассуют по коробкам.

Светлана Устинова показывает вязаные скатерти

Вот целые полки старых телефонов.

Телефоны

– Есть целые, есть битые. Иногда бывает, что по сценарию телефон надо уронить и разбить. И чемоданы у нас часто попадают под колеса кареты, и стекло битое пригождается – но для всего нужно место, иначе ничего не найдешь.

Одни полки набиты старинной посудой. Нигде больше нет такой богатой коллекции кувшинов и тазиков для умывания, только на "Ленфильме".

Кувшины и тазики

Другие полки – с сумками или рюкзаками, некоторые полки уже опустошены – переезд в разгаре. Чего тут только нет: и скелеты, и бюсты Ленина, и фарфоровые статуэтки, и люстры, и куклы ручной работы. Абажуры явно испортятся, сложенные один в другой – нельзя с ними так грубо обращаться.

Куклы – уже в коробках

Прялки свалены кое-как – а ведь с них пылинки надо сдувать, тут есть очень старые и ценные, а их кое-как распихают по сумкам рабочие, которым совершенно все равно, сломаются они или нет, переживает Устинова.

Прялки – в плачевном состоянии

На лестнице стоят советские книги – их судьба вообще может оказаться плачевной, девать их совершенно некуда: все эти бесценные вещи сейчас уберут с глаз, потом они куда-то денутся, а павильоны окончательно сдадут кому-нибудь в аренду, а то и вовсе снесут и построят очередной бизнес-центр, строят мрачные прогнозы реквизиторы.

Реквизит – вешалки и бутылки

– Ведь каждое новое руководство что-нибудь разрушало. Раньше у нас мебель стояла вольготно в прекрасном здании, но его продали через восемь рук, и теперь там магазин "Перекресток". Мебель перевезли в 5-й павильон, а все, что в процессе перевозки не помещалось, выкидывалось. Многие ассистенты тогда ходили по помойкам и спасали, что могли.

Магазин "Перекресток" – здание раньше принадлежало "Ленфильму"

Пресс-секретарь студии Артемий Аграфенин считает, что не стоит преувеличивать сложность ситуации.

Антикварный реквизит пока еще никуда не переехал, он переедет в последнюю очередь

– Руководству "Ленфильма" не поступало никаких жалоб от сотрудников. У нас много предписаний от сотрудников пожарной безопасности, зданию требуется капитальный ремонт, его нельзя сделать, пока там находится реквизит и мебель, поэтому мы начали постепенно перевозить вещи в другие помещении киностудии. В некоторых еще идет ремонт, антикварный реквизит пока еще никуда не переехал, он переедет в последнюю очередь, пока переезжает не самый ценный советский реквизит. В гараж переехала не антикварная, а советская мебель, и гараж – это часть нашего культурно-выставочного центра, мы туда водим людей, он хороший, отапливаемый, полностью отремонтированный.

Гараж

– Правда ли, что эти помещения после ремонта будут сданы под офисы и реквизит сюда не вернется?

– Это слухи, пока таких планов нет, но здание может быть переквалифицировано под другие нужды киностудии. К нам приходили разные кинокомпании с предложением арендовать эти здания, но мы их не поддержали, пока они на стадии рассмотрения. Может, это и будет – если мы найдем новые достойные помещения для реквизита. Кстати, ведь и это помещение для него не предназначалось, там не очень хорошие условия.

– Известно, что раньше мебель располагалась в прекрасном здании, где теперь магазин "Перекресток". У "Ленфильма" нет планов вернуть его себе?

– Мы бы хотели, но боюсь, это юридически невозможно. В 1990-е у нас его, к сожалению, отжали, извините за такое слово, с тех пор у студии постоянно не хватает места. Но реквизит никуда не уедет, все помещения для его хранения – на территории киностудии. Например, мы задействуем для него пустующее здание нашей типографии.

– А почему студия отказалась от пошивочного цеха?

Костюмы для фильма "Человек-амфибия", сшитые на "Ленфильме"

– Он нерентабелен, его закрыли еще при прошлом руководстве – им никто не пользовался.

– А еще людей тревожат планы устроить на территории "Ленфильма" развлекательную улицу, общественное пространство – из-за этого киностудия может лишиться единственного въезда для больших грузовиков, необходимых для кинопроизводства.

Здесь может быть устроено общественное пространство

– Большие машины обычно проезжают очень рано утром и никому не мешают. Да и улица пока – только на бумаге и в задумках.

– А что будет с музеем?

– Музей останется на месте, туда каждый день экскурсии водят.

Одна из витрин музея "Ленфильма"

Лариса Трескина много лет работала в ЦПС (цехе подготовки съемок), она до сих пор секретарь профсоюзной организации "Ленфильма". Рассказы о том, что реквизит перевозят аккуратно, что в гараже нет антикварной мебели, ее возмущают.

– Это чистой воды вранье, все стоит в гараже. Там стоит бюро из картины "Шерлок Холмс" английского производства – это что, не антикварная мебель? Диваны карельской березы, один из которых восстанавливал Герман-младший для фильма "Довлатов", редкий старинный буфет ценой около 2 млн рублей, на него маленькую студию можно купить. И все это стоит прямо на брусчатке, без пола, какой-то коврик резиновый кинули, и все. Любого музейного работника заведите туда, у него инфаркт будет. А у меня над этим гаражом реставрационная мастерская была, и ко мне все время бегали, потому что на машины капало – там же труба течет! Весь этот разгром так тихо проходит, потому что на киностудии вышел приказ, что штатные сотрудники не могут общаться с журналистами и даже выкладывать фото и видеоматериалы о переезде в соцсетях. А я не в штате, и я считаю, что я имею право говорить.

"Хранение" мебели

Лариса Трескина может часами рассказывать о происхождении реквизита.

– У нас, особенно на складе А, такие вещи, по которым музеи плачут. Во время войны из некоторых храмов "Ленфильму" передали иконы, хоругви, кадила, венцы, это все настоящее. Мы хотели их потом церкви отдать, но они не взяли – сказали, вам тоже нужно кино снимать. После революции при закрытии одного кадетского училища нам передали бюсты Александра III, портреты семьи Романовых и другие вещи, абсолютно аутентичные, мы их использовали при создании фильмов "Крылья империи", "Троцкий"… Где они найдут аренду дешевле, чем на "Ленфильме"? Теперь все костюмерные будут заполнены реквизитом, но это очень неудобно, там же нет стеллажей, все будет лежать в коробках на полу. Что будет дальше? Нам говорят, что все это временно, но у нас другие сведения, от людей, близких к руководству, – что это совсем не временно.

Реквизит

В своем открытом письме в Министерство культуры работники "Ленфильма" пишут: "Мы, работники киноиндустрии, обеспокоены вандальным отношением нового руководства к культурно значимому материальному наследию киностудии, новым принципам "хранения", а по факту уничтожения реквизита, исторической мебели, исторических костюмов".

Реквизит

Художник-постановщик Владимир Южаков говорит, что 90% картин делается при помощи гибнущего реквизита.

Реквизит переезжает

– Он старенький, разломанный, но все им пользуются, ни одна картина, ни один сериал без него не обходился, ну а теперь что – разгром. Не знаю, может, они с нуля хотят начать – но мебели-то антикварной и реквизита уже не будет. Вот у меня сейчас будет картина – 1990-е годы, тоже уже историческая – где я буду брать реквизит? По помойкам буду ползать. А у товарища моего про 1980-е годы, говорят, современная картина – да какая она современная? Ни стеклопакетов, ни кондиционеров не было, реклама другая, вывески, машины – все другое, это сложнее, чем пушкинское время. Я много декораций делал, а теперь уж не знаю – ментовские картины будут снимать, наверное, в кабинете или на кладбище – вот и все.

Реквизит

Проблемы у старейшей российской киностудии "Ленфильм" начались еще в 1990-е годы. За это время студия растеряла значительную часть имущества, а кинопроизводство практически остановилось. В сентябре прошлого года на "Ленфильме" появился новый директор – Федор Щербаков, не имеющий никакого отношения к кинематографу. В 2021 году на киностудии прошли массовые увольнения сотрудников, после чего петербургские кинематографисты написали письмо в Минкульт с просьбой о помощи: они уверены, что "Ленфильм" надо срочно спасать от очередного "эффективного менеджера". В начале мая у "Ленфильма" появился новый совет директоров, состоящий из одних чиновников и менеджеров, без творческих работников – режиссеров и продюсеров. Кинематографисты считают, что "Ленфильму" нужно другое руководство, понимающее проблемы и нужды киностудии.

Источник:www.severreal.org

Похожие записи

Это просто трупный яд. Как дочка Мираторга жителей травит

author

На путь истинный нагаечкой. Кадровая политика Александра Бастрыкина

author

В отчаянной надежде. Массовая попытка суицида в колонии Калининграда

author