Годовщина широкомасштабной агрессии России против Украины вызвала огромный поток оценок, размышлений и предсказаний. Дэвис-центр по изучению России и Евразии при Гарвардском университете пригласил двух видных экспертов для участия в вебинаре под названием «Год войны, слез и стойкости» (A Year of War, Tears and Resilience). Панелистами стали Евгения Альбац (Yevgenia Albats), российский журналист, политолог, радиоведущий, главный редактор независимого издания The New Times, и Владимир Дубовик (Volodymyr Dubovyk), украинский политолог, директор Центра международных исследований, доцент кафедры международных отношений Одесского национального университета имени Мечникова.
Модератором дискуссии выступила Александра Вакру (Alexandra Vacroux), исполнительный директор Дэвис-центра.
Война как коллективная травма
«Мне трудно точно выразить свои чувства по поводу этой годовщины, – сказала, представляя гостей, Александра Вакру. – Число жертв агрессии растет, масштабы трагедии не уменьшаются. Цель данной встречи – попытаться разобраться в происходящем, и, думаю, два наших сегодняшних гостя отлично подходят для этой задачи» (Здесь и далее перевод с английского. – Ред.)
«Да, я тоже испытываю сложные чувства, – сказал Владимир Дубовик. – С одной стороны, мы есть, мы существуем, что бы там ни говорил Владимир Путин, отрицающий само существование украинского народа и украинской государственности. За минувший год Украина проявила невероятную стойкость, оказывая героическое сопротивление агрессору. Поймите меня правильно: почти весь народ, почти все сорок миллионов жителей Украины испытывают коллективное PTSD (посттравматическое стрессовое расстройство). Очень трудное время, но мы не собираемся никуда уходить, не собираемся сдаваться. Правительство функционирует, пожалуй, даже лучше, чем раньше, в мирное время. Президент Зеленский, решительно отказавшийся от безопасного бегства в начале войны, на месте, и уверенно руководит страной. Можно сказать, что мы состоялись как государство, как общество, которое идет в сторону демократии и жаждет реформ. И такой штрих: весь этот год, несмотря на ужасную войну, не прекращались занятия в университетах, переведенные в режим онлайн».
Участники вебинара. Фото с монитора. Courtesy photo
В настоящий момент Россия контролирует 17 проц. украинской территории, напомнил Дубовик. «Но, – продолжал он, – это одновременно означает, что украинская власть контролирует 83 проц. территории. Мы бесконечно благодарны тем, кто отдал свои жизни за свободу нашего народа. Мы осознаем, что эта война несправедливая, бессмысленная, развязанная под фальсифицированными предлогами, которые все время меняются. Так в 21-м веке не должны решаться конфликты. Но для Путина это не аргумент. Он много лет пытался подмять Украину с помощью «мягкой силы», потом, в 2014-м, использовал комбинацию «мягкой силы» и жесткой силы. И наконец, в 2022-м пустил в ход армию, танки и самолеты. Украина очень важна для России, для ее имперских целей. И эти амбиции уходят в глубь веков».
Ответственность или вина?
«Это худший год в жизни многих из нас, – сказала Евгения Альбац. – Я убеждена, что мы все, граждане России, ставшие взрослыми, когда Путин пришел к власти, ответственны за страдания миллионов украинских граждан, за 8 миллионов, лишившихся своего жилья, за десятки тысяч убитых, за тысячу убитых детей, за стариков, умерших из-за того, что никого не было рядом, чтобы им помочь. Это страшная, немыслимая трагедия. Предыдущая такая трагедия произошла в Югославии, – я имею в виду ужасную гражданскую войну. Но война России против Украины стала первым вторжением одной европейской страны на территорию другой европейской страны в период после Второй мировой войны. Вторжением без какой-либо причины. Империалистическая, колониальная война. Смысл ее в захвате чужих земель, в подавлении воли к свободе другого народа. Для меня лично это особенно больно, потому что Украина – земля моих предков… Как и многие, я вынуждена была уехать из России, и я не знаю, когда смогу вернуться в свой дом, к своему привычному быту, к своим любимым книгам».
Евгения Альбац коснулась вопроса индивидуальной и коллективной вины россиян.
«Я никогда не голосовала за Путина, – сказала она. – Никогда не поддерживала «Единую Россию». С первого дня (президентства Путина) я утверждала в своих статьях и выступлениях, что он представляет собой опасность для всего мира. И в то же время я считаю, что все мы в России разделяем ответственность за то, то делает президент страны. Мы не смогли помешать приходу преступников во власть, не смогли им противостоять».
Александра Вакру спросила мнение панелистов, откуда у россиян, в первую очередь, у Владимира Путина, такая уверенность, что они имеют право навязывать народу Украины пути развития и мешать его самостоятельному выбору.
Цена выбора
«Для имперского сознания россиян Украина – ключевой вопрос, – считает Владимир Дубовик. – Для создания воображаемой «Великой России» им нужны новые земли. Они часто ностальгически вспоминают об СССР и о восточноевропейском блоке как образце подобной величественной империи. С одной стороны, они утверждают, что украинцы такие же люди как мы, русские, «братский народ», с другой, считают украинцев недочеловеками, людьми второго сорта. Отсюда и чудовищные военные преступления путинской армии на украинской земле против мирных жителей. Именно Украина интересует Путина больше всего, не Казахстан, не Беларусь, не Грузия, а именно Украина.
Модератор заметила, что на последней фразе Владимира Дубовика Евгения Альбац отрицательно покачала головой, и попросила ее пояснить, с чем именно она не согласна.
«Не только Украину, но и каждую страну, соседствующую с Россией, будь то Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Беларусь, Молдова и другие, Путин считает зоной своих интересов, – пояснила Альбац. – Например, он считает Лукашенко своим вассалом, которому, к слову, в 2020 году он помог сохранить за собой власть. Украина приводит Путина в бешенство тем, она сделала уверенный самостоятельный выбор в пользу демократии и свободы. Он ненавидит победу Революции Достоинства в Украине и изгнание коррумпированного президента Януковича, что знаменует собой победу гражданского общества. Путин боится, что граждане России увидят в этом пример и захотят вышвырнуть воров из власти в своей стране. То, как превосходно держится президент Зеленский, тоже может послужить примером для россиян: вот тот лидер, который нам нужен».
Убить дракона
Александра Валкру напомнила результаты недавнего голосования на Генеральной Ассамблее ООН резолюции по Украине, в частности, позицию ряда бывших республик Советского Союза, отказавшихся осудить агрессию России.
«Теперь-то они отчетливо осознают имперские амбиции России, видят, что за год войны Путин заметно ослаб, и тем не менее предпочитают не раздражать Москву, – отметила Валкру. – В чем причина этой боязни?».
«Да, дракон ослаблен, – сказал Дубовик, – но он по-прежнему жив, летает, пускает огонь из пасти. Поэтому прав Ллойд Остин, когда он говорит, что Россия должна быть ослаблена до такой степени, чтобы она не могла повторить то, что она сделала во время вторжения в Украину». Нельзя сказать, что позиция стран ближнего зарубежья не изменилась. Еще как изменилась! Достаточно вспомнить как на саммите в Самарканде Путин претерпел публичное унижение от бывших вассалов, которые прежде целовали ему руку. Дракон истекает кровью, но он по-прежнему опасен. Смотрите, как в последние дни Москва нагнетает обстановку в Приднестровье. Путин по-прежнему надеется всех переиграть».
Модератор поинтересовалась у Евгении Альбац об умонастроениях в сегодняшней России, о позиции разных слоев общества.
«Далеко не все русские – империалисты, – сказала Альбац. – Я сужу по общению с большим числом людей. Вообще-то, мы не знаем наверняка, что думают обычные граждане. Официальные опросы общественного мнения – не показатель. Ведь соглашаются отвечать на вопросы только 5 проц. тех людей, к которым обращаются поллстеры. То, что они отвечают, свидетельствует об одном. Ими руководит страх, большой страх. Все понимают: страной руководит КГБ, корпорация чекистов во главе с Путиным. Его боятся, но и боготворят как нового Сталина, отца нации, который всегда прав. Что каается состоятельного класса и бизнесменов, то все они в шоке и ужасе. Да, это безумие, безумие, безумие, говорят они. При этом часть из них увидели в антироссийских санкциях новое поле возможностей для заполнения лакун, освобожденных ушедшими и уходящими с российского рынка западными компаниями. У предприимчивых людей загорелись глаза, они полагают, что смогут в новых условиях хорошо заработать».
Секрет упорства
Отвечая на вопрос о том, как украинское общество выносит тяготы войны, Дубовик подчеркнул, что корни упорства и стойкости заложены в самом характере народа.
«Когда украинцы увидели зверства, совершенные российскими оккупантами в Буче, они поняли, какая судьба им уготовлена захватчиками, — сказал он. – В лучшем случае, судьба граждан второго сорта. Путин обстреливает электростанции и объекты инфраструктуры, чтобы максимально усложнить жизнь людей и тем самым сломить их волю. Он надеется, что в какой-то момент произойдет критический слом, и украинский народ потребует от своего правительства согласия на мирное урегулирование конфликта на условиях России».
«Но варварскими обстрелами мирных городов и деревень Путин добивается лишь обратного, – подчеркнул Дубовик, – украинцы преисполнены решимости защитить себя и свою страну. Мы готовы стоять насмерть, ибо только так сможем сохранить себя, свой суверенитет, свою культуру и свой язык. Украинское общество сегодня сплочено как никогда. Между народом и правительством существует полное взаимопонимание по ключевым вопросам, и это уникальная ситуация для Украины, где критика власти всегда считалась нормой».
-
Олег Сулькин
Журналист, кинокритик, корреспондент Русской службы «Голоса Америки» в Нью-Йорке.
ПОДПИСАТЬСЯ (RSS)
Источник:www.golosameriki.com