Результаты Брюссельского саммита НАТО вызвали неоднозначные оценки в Грузии. В то время как в правительстве высказывают удовлетворение декларациями, принятыми главами 29-и государств-членов НАТО, грузинская оппозиция заявляет о «провальных итогах» саммита для Грузии.
Напомним, пункты, касающиеся Грузии, содержатся в итоговой декларации Брюссельского саммита, принятой 11 июля. В то же время, 12-го июля 29 глав государств-членов Альянса также приняли декларацию по Грузии по итогам заседания Комиссии НАТО-Грузия. В обеих декларациях говорится о том, что Альянс признает прогресс в реформах, проводимых в стране, и считает Грузию своим «ближайшим» и «уникальным» партнером, осуждает Россию за оккупацию грузинских регионов и призывает Москву отменить решение о признании независимости Абхазии и Цхинвальского региона, а также вывести свои войска с территории Грузии. Союзники повторили обещание насчет того, что Грузия станет членом Альянса и что программа «План действий по членству» (ПДЧ), которую Грузия надеется получить с 2008-го года, является частью этого процесса.
Примечательно, что этот пункт оказался неожиданным для части грузинской общественности, так как последнее время грузинские официальные лица намекали, что Грузия возможно обойдется и без ПДЧ, так как она уже технически подготовлена для членства в Альянсе.
«Неопределенность и тщетные ожидания»
Оппоненты грузинских властей считают, что ничего нового Брюссельский саммит Грузии не принес, и что все то, о чем говорится в принятых там декларациях – лишь повторение того, о чем говорилось на предыдущих саммитах. Оппозиция обвиняет власть в том, что они провели недостаточную работу со странами НАТО, и создали среди грузинского населения тщетные ожидания насчет того, что Грузию могут принять в Альянс и без «политизированного ПДЧ».
«НАТО – организация, которая основывается на англосаксонском правовом мышлении. Соответственно, ни одно суверенное государство не сможет стать членом организации, если не пройдет этап ПДЧ… так что не стоит обещать чуда, чудо не произойдет», – заявляют в партии экс-президента Михаила Саакашвили, «Единое национальное движение» (ЕНД).
Сам Михаил Саакашвили заявил о Брюссельском саммите, что «с 2008 года это первый саммит НАТО, когда Грузия ничего не получила от Альянса».
В парламентском меньшинстве считают, что проблема в том, что грузинское руководство не определилось с стратегией и с тем, чего оно хочет от НАТО.
«Проблема вызвана неопределенным отношением со стороны Грузии. Мы слышали в разное время, что мы хотим получить ПДЧ, но в то же время – что он нам не нужен, и что мы и без него сможем вступить в Альянс. Это все неправильная коммуникация, которая в определенном смысле также способствовала тому, что мы получили тот результат, который имеем. Если Грузия хочет вступить в НАТО без ПДЧ, то она должна бороться за это, а если хочет получить ПДЧ – страна должна быть ориентирована на это конкретное послание», – считают в «Европейской Грузии».
Позиция грузинских властей
В правящей партии не согласны с оценками оппозиционеров и заявляют о том, что Брюссельский саммит был успешным для Грузии.
«Не было ожидания, что Брюссельский саммит окажется прорывным для Грузии, например, что мы вступим в НАТО. Такого ожидания не было. Но в то же время, саммит является шагом вперед с точки зрения того, что на нем были сделаны очень серьезные, сильные заявления о поддержке нашей страны» – заявила СМИ председатель парламентского комитета по интеграции с Европой Тамар Хулордава.
Глава грузинского МИДа Давид Залкалиани считает важным то, что на саммите в Брюсселе страны НАТО еще раз подтвердили то, что Грузия вступит в Альянс.
«Все страны НАТО единогласно признают, что Грузия вступит в НАТО, но факт, что определенные государства не могут договориться насчет сроков, т.е. насчет того, когда это произойдет. Страны НАТО заботятся о том, чтобы Грузия стала сильнее в плане обороноспособности, безопасности и они вносят значимый вклад в это», – напомнил Залкалиани.
Реакция Москвы
В свою очередь, Москва еще раз предупредила, что расширение НАТО будет иметь последствия. Об этом на брифинге 12-го июля заявила официальный представитель МИДа РФ Мария Захарова.
«Вступление в альянс стран, не являющихся его членами, не может не повлиять на целую картину, ситуацию с безопасностью на европейском континенте и, конечно, будет иметь свои последствия. Это касается не только Грузии, но в целом нашей принципиальной позиции… когда происходят изменения с одной стороны, наступают последствия с другой. По-моему, это как раз естественный процесс. Об этом мы всегда говорили», — сказала Захарова.
Мнение экспертов
В экспертных кругах Грузии так же неоднозначно оценивают результаты Брюссельского саммита. Профессор грузинского Института государственного управления Торнике Шарашенидзе считает, что власти должны пересмотреть свою стратегию действий чтобы добиться больших результатов в вопросе атлантической интеграции.
«После Бухарестского саммита, когда Грузии впервые сказали, что она станет членом НАТО, прошло десять лет, и реально в декларации Брюссельского саммита нет ничего нового: опять заявление, что Бухарестское решение по Грузии в силе, и нас опять “погладили по голове”. Дело в том, что общественность устает от этого состояния постоянного ожидания, в итоге это приведет к скептицизму в отношение НАТО», – считает Шарашенидзе.
Одновременно политолог Нико Тоидзе говорит, что претензии к грузинскому руководству в связи с тем, что НАТО не называет конкретные сроки вступления Грузии в Альянс, преувеличены. Эксперт считает, что в данном случае, даже если Тбилиси «утроит» дипломатическую работу, вряд ли это сможет повлиять на положение дел, так как, по его словам, пока еще не все государства готовы к возникновению новых проблем с Россией из-за Грузии.
«Немаловажно и то, что на Брюссельском саммите НАТО заявило о совместных еще более масштабных учениях с Грузией в 2019-ом году. Может, мы хотели услышать большее, но все же не совсем верно говорить, что Грузия ровным счетом ничего не получила от саммита», – считает эксперт.
Источник:www.golosameriki.com