Тысячи российских мужчин призывного возраста запросили убежище в ФРГ после начала полномасштабной войны России против Украины. Многие получили статус так называемого "временно терпимого" на территории Германии. Другие въехали в страну нелегально и не имеют пока никакого статуса. Многие борются за разрешение остаться в Германии в качестве дезертира, политического беженца или так называемого "отказчика" от военной службы. Пара сотен добились в судах разрешения на получение убежища на этих основаниях. В чем причина прохладного отношения немецкой юстиции и политиков к ситуации беженцев из России и какие перспективы у этих людей могут быть в Германии?
Как Андрей не доехал до Бразилии
Подавая документы на получение убежища, никто не знает, каким будет результат их первичного рассмотрения. За время жизни во временных приютах многие узнают, что реальный шанс остаться в Германии появится, если при отказе ведомства по миграционным вопросам подать жалобу в суд и ждать его решения. Рассмотрение дела может длиться несколько месяцев и даже лет. За это время многое может измениться: человек может найти партнера, жениться, устроиться на работу и получить реальные возможности осесть в Германии. Однако путь к этому ненадежен и тернист.
29-летний Андрей – один из россиян, которые пытаются получить статус политического беженца в Германии, аргументируя опасностью возвращения на родину, в том числе тем, что его могут забрать в армию и послать на фронт. Сейчас он живет в берлинском общежитии и ждет решения суда. С помощью адвоката он опротестовал отказ от предоставления убежища или временного статуса защиты.
В момент объявления мобилизации в сентябре 2022 года Андрей принял решение бежать из России. Он, как многие в тот момент, уехал в Грузию и три месяца жил в Тбилиси. Решение окончательно отказаться от возвращения на родину Андрей принял нелегко, но совершенно сознательно.
Смотри также
Сколько солдат Путин готов положить ради "русского мира" в Украине?
"Я родом из станицы Тбилисской Краснодарского края. В целом толчком к отъезду была атмосфера в России. Войну я встретил 24 февраля в Петербурге. Когда я вышел на Гостином дворе из метро и увидел, что количество людей на митинге против войны было меньше, чем на митингах после расследований Алексея Навального, я разочаровался в своем народе. Вдобавок некоторые мои знакомые после 24 февраля вдруг стали мне рассказывать про "украинских нацистов", про то, что мы правильно все делаем. Я удивился, но подумал, что, когда объявят мобилизацию, тогда все точно встанут и скажут, что это уже слишком. Я тогда думал: если все будут уезжать, то что будет дальше? Ведь кому-то надо что-то делать. Нужны будут какие-то активные люди, и я считал, что нужно остаться. Но, к сожалению, я переоценил свои возможности", – рассказывает Андрей.
Он вел с другом телеграм-канал и блог на сайте Tjournal.ru, который за "фейки про российскую армию" был заблокирован Роскомнадзором в марте 2022 года, но просуществовал до 9 сентября. Глава районной администрации написал на Андрея и его друга донос в полицию. Андрей и его друг стали получать угрозы от частных лиц. "Я понимал, если все уедут, то это всё схлопнется, а с другой стороны, уже живя в новой, военной России, я не нашел достаточно единомышленников. Среди ближайших друзей оказалось много Z-патриотов, многие знакомые начали меня называть предателем родины. Даже моя мама, живущая с 2016 года в Германии, не понимает мою мотивацию. Она до сих пор говорит, что я должен перестать ходить на митинги, следить за новостями, писать. У нее в голове AдГ (правопопулистская партия "Альтернатива для Германии", пользующаяся поддержкой части русскоязычной общины в ФРГ. – РС) и классический набор взглядов поздних переселенцев, которые ностальгируют по "вкусному советскому мороженому". При этом у нее большие успехи в интеграции, она выучила немецкий язык и нашла хорошую работу, но остается патриотом России", – говорит Андрей.
Уже будучи в Грузии, Андрей узнал, что на его адрес пришла повестка в суд по статье о дискредитации Вооруженных сил РФ. На собеседовании в миграционном ведомстве молодой человек рассказал, что не стал подавать заявление на убежище в Грузии, потому что не считает ее безопасным местом для россиян, критично настроенных по отношению к путинскому режиму.
Вместе с двумя друзьями Андрей купил билет из Тбилиси в Сан-Паулу (Бразилия) на самолет авиакомпании Turkish Airlines с пересадкой в Стамбуле и Франкфурте, предварительно забронировав отель, чтобы их пустили на рейс. Однако в Бразилию друзья не полетели, запросив в аэропорту Франкфурта политического убежища. "Полицейские с переводчиками забрали все наши документы и завели уголовное дело за незаконное пересечение границы. В три часа ночи нас провели через пограничный пункт, вызвали такси до города Гисена, и мы за свой счет, заплатив 70 евро, доехали до лагеря первичного приема", – рассказывает Андрей.
Интервью в миграционном ведомстве Германии у Андрея оказалось подробным, с восьми утра до пяти вечера. Из всех документов – а среди них были все публикации, выдержки из стримов – взяли только повестку в суд. Отказ в предоставлении убежища пришел 4 июня, в день рождения Алексея Навального. В документе, полученном из миграционного ведомства, написано, что "заявитель при возвращении на родину не должен считаться с явной возможностью угрожающего преследования". "Я думал, что концепция убежища как раз для того придумана, чтобы защитить людей, которые что-то делают на своей родине и подвергаются опасности. Когда мне пришел отказ, то я подумал, что это огромная несправедливость. Я должен быть вторым Навальным, чтобы мне дали политическое убежище?" – задает Андрей риторический вопрос. Однако он решительно заявляет, что у него нет никаких требований или обвинений в адрес немецких властей: "У человека с паспортом России вряд ли могут быть вообще какие-то претензии к Германии". Но добавляет: "Я знаю нескольких людей, которые с гуманитарными визами ездят в Россию и обратно и выражают неоднозначную позицию насчет украинцев и войны".