В Осло проходят траурные мероприятия, посвященные памяти жертв «норвежского холокоста». Эта страна, в годы Второй мировой войны сотрудничавшая в нацистской Германией, помнит о своей исторической вине и ответственности, несмотря на то, что число жертв Холокоста, людей, погибших по вине норвежских властей, по российским меркам, пренебрежимо мало — всего несколько сотен человек.
В Норвегии до начала Второй мировой войны проживало 2173 еврея, в том числе, несколько сотен беженцев-евреев из Центральной Европы. После оккупации страны нацистской Германией 9 апреля 1940 года в отношении норвежских евреев начались репрессии – им запрещалось находиться на государственной службе и заниматься свободными профессиями, был принят закон о запрете смешанных браков, наложены ограничения на принадлежавшую евреям собственность. С октября 1942 по февраль 1943 года произошли массовые аресты и отправка в нацистские лагеря смерти почти половины еврейского населения Норвегии. Кульминацией трагических событий стал конец ноября 1942 года – в порту Осло 532 норвежских еврея были посажены на грузовое судно "Донау" и депортированы в концлагерь Аушвиц в Польше. Тем не менее, значительной части евреев – примерно девятистам человек, удалось спастись, бежав в соседнюю Швецию. Это стало возможным, благодаря утечке информации из полиции и активной помощи норвежского Сопротивления.
В депортации норвежских евреев ведущую роль сыграла Statspolitiet — Государственная полиция Норвегии во главе которой стояли коллаборационисты из марионеточного правительства Видкуна Квислинга. После войны сотрудники полиции привлекались к судебной ответственности за убийства, казни и пытки, тем не менее, никаких извинений со стороны норвежских властей за совершённые преступления не прозвучало. Историческая справедливость была восстановлена 70 лет спустя – 27 января 2012 года премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг принес свои извинения за участие его страны в нацистском проекте по "окончательному решению еврейского вопроса". А в канун скорбной даты рейса «Донау» глава норвежской полиции Одд Рейдар Хумлегор также попросил у местных евреев извинения за депортацию их соотечественников. Всего за годы войны в нацистские концлагеря из Норвегии был отправлен 771 еврей, причем живыми оттуда вернулись лишь 34 человека.
Тема преследования евреев нацистами в годы Второй мировой войны является в Норвегии обязательным элементом образовательной программы — школьники изучают её в 9-м классе. 89-летний Самуэль Стейнман – последний оставшийся в живых в Норвегии еврей, переживший Холокост. Стейнман — один из 34-х евреев, вернувшихся когда-то из лагерей смерти — на момент ареста ему было 19 лет. В 2012 году бывший узник концлагеря Аушвиц за номером 79 231, Самуэль Стейнман был награждён Золотой королевской медалью заслуг.
Вот как Стейнман всоминает о событиях военного времени: "В этот день я готовил домашнее задание вместе с одноклассником, к которому перебрался жить после того, как месяцем раньше немцы заняли наш дом в Сольвейне. Вдруг зазвонил телефон. Я поднял трубку и сказал "Алло", но на другом конце раздались гудки. Через два часа в дверь постучали. На пороге стояли двое норвежских полицейских в штатском, которые пришли арестовать меня. В порту Осло меня вместе с другими погрузили как скот на судно "Донау", стоявшее под парами. Я помню страх неизвестности. Никто не знал, что происходит. Мы думали, что, возможно, нас перевозят в трудовые лагеря в северной Норвегии. То, что это не так, стало ясно, когда судно взяло курс на юг…
Узници Аушвица. Самуэль Стейнман — крайний слева.
В Германии заключённых пересадили в поезд и 1 декабря состав прибыл в Аушвиц — больше всего эта железнодорожная станция походила на обычный киоск. Мы не знали, что это было, и вся Европа тогда не знала, что это было. Перрон был заполнен офицерами СС, они громко перекрикивались, в воздухе стоял лай овчарок, в лицо били мощные прожектора. 350 женщин, детей и мужчин старше 45 лет были прямо с вокзала направлены в газовые камеры в Биркенау, остальных погнали в лагерь. Через три месяца в живых осталось только 25 человек.
Жизнь в концлагере притупляет все ощущения. Я полностью потерял сострадание к другим, все внимание было сосредоточено на том, чтобы выжить. Люди всегда спрашивают меня, как я выжил. Это была просто удача. Ряд совпадений. Каждый день был борьбой за жизнь. До своей депортации в Аушвиц я не был религиозен. Не обратился я к богу и когда вернулся из лагерей. И всё же, у меня была своя вера. Хотя сомнений было еще больше…
Я хочу, чтобы люди знали о том, что произошло. Однако не для того, чтобы осудить,- мы должны попытаться понять и изучить случившееся, — так чтобы это никогда больше не могло повториться…"
-
Сергей Джанян
Подписаться
Источник:www.svoboda.org