Выборы в парламент Северной Осетии стали самым большим разочарованием для многих жителей республики за время правления Вячеслава Битарова. Наблюдатели во время голосования 10 сентября зафиксировали многочисленные нарушения в то время, как ЦИК заключил, что выборы прошли без значительных нарушений. Особенно кричащей оказалась разница между количеством реально пришедших на выборы избирателей и вписанным в протоколы. По официальным данным, явка на выборах в парламент республики составила почти 60%, хотя многие наблюдатели говорят о реальной явке на участки примерно в два раза ниже – около 25-30%.
Партия "Единая Россия" значительно улучшила свои результаты, по сравнению с выборами 2012 года, получив 46 мандатов вместо 37. "Справедливая Россия" тоже слегка улучшила свой результат: с 5 мандатов в 2012 до 7 в 2017. Неожиданное ухудшение позиций зафиксировано у КПРФ и "Патриотов России". Коммунисты получили на один мандат меньше, чем в прошлый раз (5 против 6). "Патриоты" остались при своих 12 мандатах, но на деле утеряли в своем политическом весе, поскольку их главные оппоненты "единороссы" получили больше мест в парламенте, чем по итогам прошлых выборов.
Партия "Патриоты России" стала главной сенсацией выборов 2012 года. Сторонники партии говорили о том, что они получили половину всех голосов и даже грозились выйти на акции протеста. В этом году протесты партии прошли тише, и наблюдатели заговорили о том, что "патриоты" слились. Популярность партии основана на популярности ее неформального лидера Арсена Фадзаева, и неясно, как долго партия сможет просуществовать, опираясь лишь на харизму (и финансовые средства) одного из ее членов.
На фоне многочисленных свидетельств о фальсификациях результатов парламентских выборов заявление главы республики Битарова о том, что он выступает за прямые выборы главы Северной Осетии, прозвучало, как насмешка. "Считаю, что народ должен сам сделать выбор и избирать прямым голосованием главу своего региона, своей республики", — заявил Битаров в день голосования.
Проблема парламентских выборов гораздо глубже, чем фальсификации. Если реально на голосование ходит от четверти до трети всех избирателей, то это, скорее всего, означает, что большинство избирателей некому представлять. Если посмотреть на картину партий в Северной Осетии, то нетрудно понять, почему так происходит.
"Единая Россия" не имеет какой-то ясной идеологии и внятной программы для противодействия безработице и коррупции. "Справедливую Россию" часто называют второй "головой" партии власти. КПРФ давно утратила свой оппозиционный запал и стала удобной карманной партией. Оппозиционность "Патриотов России" тоже условна. "Патриоты" так же поддерживают курс Владимира Путина, как и "единороссы". ЛДПР, которая рвалась в парламент Северной Осетии, известна своими давними комплементарными отношениями с Кремлем. "Яблоко" в очередной раз не смогло пройти через административные барьеры и осталось за бортом выборов.
На практике реальных альтернатив существующей партии власти в Северной Осетии нет. Имеющиеся альтернативы являются лишь другими "гранями" той же "Единой России", которые ищут свои особые пути поддержки Владимира Путина. Таким образом, рациональный избиратель предпочитает не голосовать за "фейковые" партии, которые не отличаются друг от друга по сути ничем, кроме пустой риторики. Следующим шагом в выхолащивании сути выборов может стать возвращение выборов региональных глав при отсекании от них реальных альтернатив. Итоговый результат может порадовать Кремль, но государственная конструкция, в основе которой лежит согласие 25-30% избирателей, вряд ли будет устойчивой в долговременном плане.
Источник:www.kavkazr.com