Новости

Портрет Украины на стене бывшего Дома Москвы в Вильнюсе

В центре Вильнюса, недалеко от так называемого «Сити» субботним вечером 30 июля было оживленно. Встретиться с горожанами, туристами и прессой пришли создатели фрески, которую назвали «#ДоПеремоги» (До Победы).

Художественное полотно площадью более 200 квадратных метров накануне украсило стену так называемого «Дома Москвы» – постройка которого была начата еще по инициативе Юрия Лужкова, но так и не была закончена. В последние годы оно ветшало, в нем периодически жили бомжи.

«Дом Москвы» неожиданно попал в информационные ленты сразу после известного инцидента около острова Змеиный. Слова украинского пограничника тогда облетели весь мир и стали мемом. И именно эту фразу неизвестные написали на крыше недостроенного здания.

Группа художников из Литвы, Эстонии и Украины решила воспользоваться пространством глухой стены и напомнить еще раз о российской агрессии и о несгибаемой воле украинского народа.

Власти Вильнюса дали разрешение на создание фрески. Нашлись, однако, и такие, кто вызвал полицию, которая не только приехала на место акции, но даже установила камеру наблюдения, чтобы у потенциальных вандалов не было возможности принести вред.

«Здание, которое должно было стать символом мощи России, будет превращено в символ мощи и храбрости Украины»

Журналист и активист Шарунас Черняускас (Šarūnas Černiauskas) рассказал корреспонденту Русской службы «Голоса Америки», что мысль сделать фреску появилась во время одного домашнего разговора. «Когда началась война, моя жена много думала о том, что можно сделать силами искусства, чтобы как-то высказаться на эту тему. Было много разных идей, а потом мы пошли на выставку фотографий из Запорожья. И там увидели несколько фотографий, в которые мы просто влюбились. Вышли на контакт с фотографом, сразу же выбрали это фото, потому что оно нам показалось самым сильным. Начали организовывать работу. Связались с прекрасными ребятами из Эстонии, которые единственные в мире такое могут сделать, потому что они создали этого робота-художника. У него даже есть имя – Альберт».

На вопрос, как было выбрано место данного проекта, Шарунас Черняускас ответил: «Потому что это так называемый "Дом Москвы". Это здание должно было стать символом влияния и величия России. Но стройка застопорилась в 2014 году после оккупации Крыма. А в 2021 году судом было принято решение о том, что здание незаконное – оно даже на бумаге не существует! Юридически никакого здания здесь нет. И мы решили, что это здание, которое должно было стать символом мощи России, будет превращено в символ мощи и храбрости Украины».

Литовская художница и автор идеи фрески Лина Шлипавичюте (Lina Šlipavičiūtė) уточняет, что ведущая роль в данном случае принадлежит фотографу из Украины Елене Тита. На фреске высотой 27 метров изображена молодая украинка Татьяна Дроботя, которая в качестве волонтерки благотворительной организации Благодійний фонд «Волонтерський центр "Паляниця"» работает для обеспечения солдат ВСУ всем необходимым.

Фотограф Елена Тита

«Эта фотосессия получилась достаточно спонтанно. Елена рассказала, что она пришла в цех, где работали волонтеры. И в этот момент кто-то принес в цех национальные украинские костюмы, и тогда возникло предложение, чтобы работающие надели яркие национальные платья и украсили головы венками. Получилось, как будто съемка производилась в студии, но на самом деле, это все было в цеху, что видно по некоторым деталям на заднем плане. На снимке видно, что Татьяна – очень сильная девушка, и нам это очень импонирует, мы решили, что такой снимок будет хорошим символом» ,– рассказывает Лина Шлипавичюте.

Право на использование своего снимка Елена Тита предоставила авторам фрески бесплатно, а деньги на осуществление проекта литовцы собирали по принципу краудфандинга. «Люди откликнулись очень быстро – не прошло и пяти дней, как у нас уже была необходимая сумма в 13 тысяч евро. Эти деньги пошли на краски, и на приобретение робота (который покрывал стену краской), и на компьютерную программу для него», – пояснила художница.

Модель Татьяна Дроботя

Неслучайно поэтому гигантскую фреску на стене «Дома Москвы» в Вильнюсе уже прозвали «Байрактаром от художников». Здесь имеется в виду, что литовско-эстонский проект является таким же подарком Украине и выражением солидарности со страной, отстаивающей свою независимость и территориальную целостность, каким стал в начале лета этого года турецкий беспилотник, деньги на который литовцы также собирали «всем миром».

Фотограф Елена Тита призналась, что ей не очень верится в происходящее. «Я только год как фотограф, я – начинающая. Но за время войны у меня уже прошло две международные выставки, вот эта фреска-мурал, сейчас еще снимается документальный фильм. Все это происходит настолько быстро, что хватает времени только на понимание того, что это какие-то знаки, подсказывающие тебе, что ты делаешь правильные вещи» – рассказала Елена.

Все началось с выставки, где были представлены сделанные Еленой фотографии. «И все как-то пошло, маховик стал раскручиваться и теперь мы готовы на все, чтобы вызывать в разных странах эмпатию, чтобы Украину поддерживали и понимали какой ужас сейчас на самом деле происходит», – продолжает свой рассказ фотограф.

Эстонский художник и оператор робота «Альберт» Михкель Йоала (Mihkel Joala) рассказал о технической стороне проекта.

Художник Михкель Йоала

Робот весит около 50 килограммов, подвешивается на тросах и управляется компьютером. Печать производится снизу вверх по полосам, согласно разработанной программе. «Там 5 цветов. Я использовал 3 основных цвета: желтый, синий и красный. В дополнение есть чёрный и белый. На создание фрески было потрачено 150 флаконов краски по 450 мл каждый», – сообщил художник.

«Я начал работу в 8 утра, а закончил в 9 –10 вечера, так что – примерно 14 часов непосредственно печати. Хотя пришлось прерваться, пока шел дождь и подождать, пока стена немного подсохнет. Это довольно долгое время, но, если вы сравните это с тем, как долго художник работает над рисунком такого размера вручную, это может занять неделю или даже две. У меня это заняло только один день», – говорит Йоала.

Следует отметить, что робот Альберт выполнял заказ самого Элона Маска. Осенью прошлого года его нанимали для работы над фасадом Tesla Gigafactory в Германии.

На официальное открытие фрески на стене бывшего «Дома Москвы» приехала и сама Татьяна Дроботя. Присутствующие обступили ее, фотографировали, расспрашивали, передавали пожелания победы воинам Украины.

Во время краткого общения с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Татьяна рассказала: «Увидев свое изображение высотой 27 метров, я испытала детский восторг. Потому что, когда я была маленькой, и меня спрашивали, кем я хочу стать, я всегда отвечала: "Супермоделью". Я ведь росла в 90-е годы, и тогда было время Наоми Кэмпбелл и Синди Кроуфорд, и понятно, что они были суперзвездами. И я очень хорошо помню, что всегда употребляла приставку "супер", то есть – хочу быть не просто моделью, а именно супермоделью. Но я не сделала карьеру в этой области, потому что мама говорила, что нужно учиться, получать серьезное образование, и я получила такое образование в Украине и в Англии, и вообще, я – очень серьезный человек. Но сейчас, когда я увидела свое изображение на этой стене, я поняла. что моя детская мечта сбылась, и я действительно стала супермоделью во всех смыслах этого слова».

Фотография Татьяны Дроботя на стене «Дома Москвы» в Вильнюсе приобрела популярность в Интернете. Кроме того, уже издана открытка с видом этой фрески. Нет сомнения, что снимок дойдет и до российских пользователей. На вопрос, что бы она хотела в этой связи сказать гражданам РФ, Татьяна ответила: «Еще до официального открытия было очень много вопросов: почему на фреске изображена девушка, а не воин, не дети, не кто-то еще? И я для себя решила, что на этой фотографии изображена Украина. И я объясню – почему».

Художник Лина Шлипавичюте

«Мы с независимой Украиной – примерно одного возраста, – говорит Татьяна. – Во-вторых, Украина, как женщина, миролюбива, она никогда ни на кого не нападала первой. Украина, как любая хрупкая, красивая женщина нуждается в помощи сильных мужчин, в поддержке окружающих, что я вижу в Литве. И здесь можно провести аллегорию со странами, которые помогают Украине вооружением, деньгами и так далее. И все эти аллегории пронизывают эту фотографию, и так получилось, что мое изображение олицетворяет все это. И главное – фотограф Лена, когда делала этот снимок, сказала, что увидела в моем взгляде непокорность, и это то, что проявил народ Украины. В начале войны у нас не было ничего – я сама из Запорожья, и с первого дня российской агрессии я все время была там, и сейчас впервые выехала за пределы (Украины). И если бы не было такого повода, я бы не уехала. Я не планировала никакого отпуска, и уже пять месяцев работаю в волонтерском штабе – как медийщик. И сейчас совпали все факторы, благодаря которым можно увидеть маленькое изображение Украины на этой фотографии, и мне посчастливилось, что это я. А что почувствуют россияне? Я считаю, что все зависит от уровня эмпатии. У меня есть друзья, которые очень искренне переживают за нас. От моего города Запорожья до линии фронта 40 километров, мы ночью слышим артиллерию. Я по звуку слышу – снаряд вылетает, или влетает, мы к этому уже привыкли. Мои друзья пишут: "Таня, не пора ли эвакуироваться?". Я не хочу судить о людях плохо только по тому, какой у них паспорт. Я думаю, что все люди, у которых есть сердце, сейчас понимают, что происходит нечто ужасное. Это все, что я могу сказать».

Даже если само здание Дома Москвы будет снесено, как предполагают городские власти, то уникальная фреска не погибнет. Рисунок нанесен на облицовочные пластины, которые могут быть сняты, пронумерованы, перенесены в другое место, а затем собраны заново.

Источник:www.golosameriki.com

Похожие записи

Украина должна занять проактивную позицию в переговорах с Европой относительно экологической пошлины СВАМ – экономист

admin

Буданов: Что делать с оккупированным Донбассом, Путин еще решает, рассматриваются два варианта

author

Байден выдвигает план борьбы с вооруженной преступностью

author