Новости

Российско-грузинская война 2008-го: десять лет спустя

В Грузии пройдёт ряд мероприятий, посвященных десятой годовщине российско-грузинской пятидневной войны, в результате которой Москва признала независимость двух грузинских регионов – Абхазии и Южной Осетии, и перебросила дополнительные войска и вооружения на свои военные базы на этих территориях.

В связи с этой датой 6-7 августа страну посетят министры иностранных дел Польши Яцек Чапутович, Литвы – Линас Линкявичюс, Латвии – Эдгарс Ринкевичс, и вице-премьер Украины Павло Розенко.

Высокопоставленные гости поедут в зону конфликта, проведут встречи с грузинскими лидерами и примут участие во встрече, организованной грузинским МИДом – «Во имя мира и безопасности: 10 лет спустя после российско-грузинской войны 2008 года», на которой обсудят вопросы безопасности в Европе, российско-грузинский конфликт, права человека в оккупированных регионах, мирные инициативы грузинского правительства.

«Прибытие в Грузию на 10-летие августовской войны высокопоставленных гостей из дружественных стран — это очередное выражение поддержки и демонстрация солидарности мирового сообщества в отношении Грузии. Несмотря на прошедшие десять лет оккупации, именно благодаря этой поддержке мирового сообщества Грузии удалось достичь значительных успехов в демократическом развитии. Этот визит — твердое заявление, что мировое сообщество не смирится с оккупацией и агрессией», – заявил СМИ замглавы грузинского МИДа Вахтанг Махароблишвили.

Примечательно, что все государства мира – за исключением Венесуэлы, Никарагуа, Науру и Сирии – рассматривают Абхазию и Южную Осетию как территорию Грузии, находящуюся под российской оккупацией.

«Кратчайший путь»

На протяжение последних десяти лет грузинские лидеры в разные периоды времени говорили, что восстановление территориальной целостности Грузии является их главной задачей. Тем не менее, эксперты в Тбилиси ставят под вопрос прогресс, достигнутый Грузией в данном направлении.

При этом вице-президент Атлантического совета Грузии Бату Кутелия считает, что кратчайший путь по восстановлению территориальной целостности Грузии мирным путем проходит через членство Грузии в НАТО.

Согласно его мнению, «стратегическая ошибка», которую допустил в свое время Североатлантический альянс, не предоставив Грузии и Украине «План действий по членству» (ПДЧ) на Бухарестском саммите, подтолкнул Россию к войне в 2008 году. В то же время, согласно эксперту, все те шаги, которые в течение последних десяти лет приблизили Грузию к НАТО, одновременно приближают страну к восстановлению территориальной целостности.

«Членство в НАТО подразумевает ряд компонентов: один из них – коллективная гарантия безопасности. Также присоединение Грузии к Альянсу повлечет изменение геополитической картины, что автоматически предоставляет Грузии возможности для более эффективного осуществления политики реинтеграции; одновременно, в случае вступления Грузии в НАТО, стратегические интересы России в регионе настолько ослабнут, что в сумме, все региональные политические процессы изменят направление, плюс ко всему – это повлечет рост благополучия в стране, что сделает Грузию более привлекательным местом для жителей оккупированных регионов», – сказал Бату Кутелия в интервью с Русской службой «Голоса Америки».

«Минимальный прогресс»

Профессор грузинского Института государственного управления Торнике Шарашенидзе, напротив, считает, что за последние десять лет грузинские власти не продвинулись вперед по направлению восстановления территориальной целостности страны. Эксперт видит причину в «неправильной политике», которую, по его словам, в разное время вело грузинское руководство. Политолог считает, что один и тот же подход к Абхазии и Цхинвальскому региону неоправдан.

«Восстановление контроля центральных властей над Цхинвали гораздо важнее – это элементарно из-за соображений безопасности, хотя все это время сентименты и ресурсы грузинского государства направлены преимущественно на Абхазию, что, по моему мнению, неправильно. Не осмыслено, не проанализировано – что надо делать, и как надо делать в отношение оккупированных территорий, и наша политика нескладная, сентиментальная и непоследовательная. Соответственно, за десять лет мы минимально приблизились к задаче восстановления территориальной целостности страны», – сказал Шарашенидзе в интервью с Русской службой «Голоса Америки».

Эксперт признает успех дипломатической политики непризнания независимости Абхазии и Южной Осетии, которую с помощью международных партнеров проводит Тбилиси, хотя сами власти Грузии, согласно политологу, не отличаются особой активностью по другим направлениям – они часто ждут грантов от иностранных фондов, чтобы устроить «очередную безрезультатную конференцию с участием представителей регионов».

Шарашенидзе считает, что в создавшейся ситуации «главное – это прорвать информационную блокаду», созданную Россией, создать телеканал на понятном осетинам и абхазам языке, с продуманной редакционной политикой. По мнению политолога, следует не распространять «грузинскую пропаганду», а вместо этого сделать телеканал интересным, чтобы его хотели смотреть в оккупированных регионах. Также, как говорит эксперт, необходимо перевести на русский язык современные грузинские фильмы, сериалы и сделать их доступными на YouTube, чтобы в Абхазии и Южной Осетии могли увидеть, как живут в остальной Грузии.

«Это гораздо дешевле обойдется властям, чем региональные конференции», – считает Шарашенидзе.

Эксперт убежден, что необходимо вести диалог с Россией на неофициальном уровне. По его словам, грузинские власти «пока не готовы и еще долго не будут готовы вести переговоры с таким опытным лидером как Путин».

«Надо говорить со всеми, в этом и есть дипломатия. Если абхазы увидят, что мы ведем переговоры с Россией, они с большим желанием пойдут на диалог с Грузией, элементарно из страха, что Россия их «сдаст», то же самое – в случае русских. Диалог должен идти на всех уровнях. Мы ничего не теряем, получим больше информации, абхазы и осетины больше узнают о нас, также, как и мы поймем почему они нас не любят и чего боятся. За десять лет, а это очень большое время, у нас очень маленький прогресс. Пора понять, что политика, которую мы ведем, не оправдала себя», – считает Торнике Шарашенидзе.

Embed

share

Российско-грузинская война 2008-го: десять лет спустя

Embed

share

The code has been copied to your clipboard.

width

px

height

px

The URL has been copied to your clipboard

No media source currently available

0:00

0:04:22

0:00

Direct link

  • 270p | 11,5MB

  • 360p | 16,5MB

  • 720p | 35,4MB

  • 810p | 50,8MB

​«Вооружиться стратегическим терпением»

Председатель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия считает, что в результате войны 2008 года прояснился целый ряд ситуаций. Одним таким вопросом, по его мнению, являлся вопрос территориальной целостности Грузии. По словам Нодии, до этой войны было необходимо, чтобы у любого грузинского политика был какой-то план по решению данной проблемы, т.е. большая часть общественности считала, что решение вопроса территориальной целостности возможно в обозримом будущем. Нодия напомнил, что, к примеру, Михаил Саакашвили в своей предвыборной кампании обещал решить данную проблему. Это обещание было ошибочным, хотя обещая это, как полагает Нодия, Саакашвили отвечал на ожидания, существующие среди грузинской общественности насчет того, что лидер страны должен быть в состоянии решить эту проблему.

Как отмечает Нодия, после 2008 года и особенно после того, как Россия признала независимость грузинских регионов, грузинское общество осознало, что в обозримом будущем данная проблема не урегулируется.

«После войны изменилась риторика, в общем, всегда говорится, что задачей Грузии является восстановление территориальной целостности, но исчезла конкретика, т.е. даже если об этом не говорится вслух, подразумевается, что решение данной проблемы не произойдет скоро. Сегодня задача грузинских политиков в том, чтобы ситуация не стала хуже – т.е. добиться всеобщего непризнания независимости Абхазии и Южной Осетии, в чем Грузия достигла успеха. Второе – это перенос российскими военными линии оккупации вглубь территории, подконтрольной Тбилиси, хотя центральные власти не в силах приостановить данный процесс, и третье – это усугубляющееся положение этнических грузин, проживающих в оккупированных регионах. И тут у Тбилиси нет рычагов, чтобы облегчить их положение», – сказал Нодия в беседе с Русской службой «Голоса Америки».

Единственный рычаг в руках Тбилиси, по его словам, это активизация международного сообщества. Тем не менее, отмечает политолог, международные заявления не влияют на положение дел, хотя отчасти все же имеют сдерживающее действие, в результате чего, по его словам, притеснение грузин в оккупированных регионах «идет медленнее».

Нодия также скептически относится к идее диалога, говоря, что это вряд ли восстановит целостность Грузии, тем более что Сухуми и Цхинвали не идут на диалог, несмотря на старания находящейся у власти партии «Грузинская мечта».

«Грузии остается лишь ждать будущих перемен, т.е. вооружиться стратегическим терпением. Нет гарантий того, что восстановление целостности страны станет реалистичным, но нельзя исключить и то, что будет именно так. Возможно, в России произойдут радикальные перемены, и данный вопрос окажется в повестке дня. Хотя это все гипотетические сценарии. В ближайшем будущем вряд ли что-то изменится», – считает грузинский политолог Гия Нодия.

Источник:www.golosameriki.com

Похожие записи

Польша продлит абонплату за предоставленные Украине терминалы Starlink – Федоров

admin

Без должного негатива: эксперты обосновали оправдание терроризма в деле Светланы Прокопьевой

author

Антифейк

author