Разбойное нападение в банке, кражи в ходе обысков, убийства обманутых инвесторов — скандалы вокруг бывших и действующих сотрудников ФСБ показывают, что незаконно поправить свое финансовое положение чекисты могут не только банальными взятками. Примером стало громкое дело “налетчиков из ФСБ”, завершившееся суровыми сроками, и не только оно. Как подчиненные Александра Бортникова используют свои широкие полномочия и боевые навыки и возглавляют преступные сообщества, промышляющие насильственными преступлениями с целью личной наживы, — в обзоре ПАСМИ.
Заставила нужда
Накануне московский гарнизонный военный суд признал виновными в разбое шестерых теперь уже бывших сотрудников ФСБ России, а также еще двоих их подельников. Им назначили реальные сроки лишения свободы — от 8 до 10 лет колонии. Также суд взыскал с фигурантов 81 млн рублей в качестве компенсации материального ущерба потерпевшему.
Как доказали следствие и суд, оперативники управления «К» СЭБ ФСБ Артур Власов и Александр Карелин, офицеры спецподразделений “Альфа” и “Вымпел” Хетаг Маргиев, Владимир Урусов, Роман Оболенский и Дмитрий Капышкин, а также сотрудник ФНС Дмитрий Чиквин и безработный Дмитрий Казанцев под видом оперативных мероприятий отобрали у бизнесмена Александра Юмаранова 136,5 млн рублей. Для нападения на потерпевшего они использовали травматические пистолеты, рации и обмундирование, напоминающее форму спецподразделений ФСБ.
Денежные средства предприниматель в июне 2019 года привез в офис банка “Металлург”, чтобы обменять на доллары, а навел чекистов знавший об этом коммерсант Борис Караматов. Завладев денежными средствами чекисты передали заказчику преступления 68 млн рублей, с которыми он скрылся в неизвестном направлении и до сих пор находится в розыске. Остальные деньги участники налета разделили между собой.
Об их задержании стало известно в июле 2019. Расследование дела вело военное следственное управление ГСУ СКР по Москве. Фигуранты были отправлены в СИЗО, затем часть из них — в связи с дачей признательных показаний были отпущены под домашний арест. К моменту передачи материалов дела в суд стало известно, что все участвующие в нем чекисты уволены из органов по отрицательным мотивам.
Ранее еще один участник нападения — бывший следователь прокуратуры Константин Жаров — заключил досудебное соглашение, после чего его дело было выделено в отдельное производство. В июне 2020 Гагаринский райсуд Москвы приговорил его к 9 годам лишения свободы.
В ходе следствия фигуранты дела о разбое добровольно вернули 32 млн рублей из похищенных средств. Большинство из них признали вину — кто полностью, а кто частично. Среди первых был Артур Власов, но в суде он от раскаяния отказался, заявив, что не применял оружие и не пользовался формой сотрудника ФСБ. Также подсудимый отметил, что пошел на преступление в связи с тяжелым материальным положением.
Скучали по работе
Две недели назад Мосгорсуд приступил к рассмотрению еще одного дела о насильственных преступлениях, в котором фигурируют экс-сотрудники ФСБ. На скамье подсудимых — бывший капитан спецподразделения «Альфа» Борис Чукаев. Правда он, в отличие от “банковских налетчиков”, создал организованную преступную группу после того, как был уволен из спецслужбы. По версии следствия, в эту группу, занимавшуюся ограблениями и убийствами, Чукаев привлек экс-коллегу по группе «Альфа» капитана Александра Чуканова и специалиста по стратегическому планированию компании «Авуар Дельта» Андрей Воскресенский.
Фигуранты дела были задержаны в декабре 2019 года. В ходе обысков у них нашли тротиловые шашки, электровзрыватели, ручной противотанковый гранатомет, пистолеты, патроны, гранаты Ф-1, фальшивые номерные знаки для автомашин полиции и поддельные удостоверения МВД.
Ветеранам ФСБ вменили похищения и убийства бизнесменов из корыстной заинтересованности. Заманивали они коммерсантов под предлогом привлечения средств в якобы выгодные проекты, а завладев крупными денежными суммами, убивали. Так, по данным правоохранителей, на счету группы организация покушения на владельца банка «Метрополь» Айдара Котюжанского в 2001 году, убийство владельца люберецкого продуктового рынка Ильи Дворкина в 2008 году, а также похищение и убийство главы департамента платины ФГУП «Алмазювелирэкспорт» Александра Васильева в 2012 году. Тела двух последних, кстати, так и не были найдены.
Расследование дела СКР завершил в июне 2021 года, а два месяца спустя 55-летний Андрей Вознесенский был найден мертвым в камере СИЗО “Матросская тишина”. Сообщалось, что причиной смерти стал сердечный приступ. Вскоре появились сообщения о том, что также в следственном изоляторе скончался Александр Чуканов. По данным СМИ, у него была диагностирована онкология, а также поражение легких вследствие коронавируса.
Единственный представший перед судом участник группы Борис Чукаев вину не признает. Ранее защита офицера потребовала вернуть дело в прокуратуру, сославшись на то, что в обвинительном заключении допущены нарушения УПК. Судья признал ошибки, но решил разобраться с ними самостоятельно в ходе разбирательства.
Включили патриотизм
Еще два теперь уже бывших сотрудника ФСБ — фигуранты дела о так называемой “банде патриотов” — получат свои приговоры еще не скоро, хотя предварительное следствие по их делам было завершено, и обвинительное заключение подписано.
Как утверждают правоохранители, майоры-чекисты Александр Мрищук и Антон Барякшев, находясь на службе в управлении ФСБ по Москве и Московской области, организовали преступное сообщество, действовавшее под прикрытием военно-патриотической структуры «Единые народные общественные товарищества», которая также известна как ЧВК ЕНОТ.
По данным следствия, сотрудники ФСБ привлекали членов ЧВК к оперативным мероприятиям в качестве понятых, в том числе, в рамках разработки дела о контрабанде. Затем фигуранты этого дела заявили, что после осмотра помещения, где хранился нелегально ввезенный товар, оттуда пропала дорогостоящая техника и денежные средства на общую сумму 4,8 млн рублей.
Уголовное дело против чекистов и участников ЧВК ЕНОТ было возбуждено по нескольким статьям УК — создание и участие в преступном сообществе, бандитизм, вымогательство, разбой и кража.
Александр Мрищук, которого считают организатором ПС, свою вину не признал и настаивал, чтобы его дело слушалось судом присяжных. Но после четырех месяцев рассмотрения 2-й Западный окружной военный суд вернул материалы в прокуратуру Краснодарского края — выяснилось, что обвинительное заключение не подписано следователем и руководителем следственного органа. Надзор направил эти материалы обратно в СКР.
Такая же судьба ждет и дело Антона Барякшева — оно было выделено в отдельное производство после заключения чекистом досудебного соглашения. Это дело 2-й Западный окружной военный суд должен был рассматривать в особом порядке, но на прошлой неделе вернул прокурору. Причина в том, что Барякшев отрекся от признательных показаний и расторг соглашение с надзорным органом. Теперь материалы отправятся на доследование: представитель обвинения считает, что экс-чекисту следует добавить дополнительное обвинение по статье 210 УК, которое было снято после активного сотрудничества со следствием.
Сам Барякшев пояснил “Коммерсанту”, что давал признательные показания, так как ему было обещано уголовное преследование начальников, по указанию которых он якобы действовал. Но при ознакомлении с материалами экс-чекист увидел, что о роли руководителей там нет ни слова, и понял, что его и Александра Мрищука хотят представить инициаторами всех вменяемых им преступлений.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников ФСБ — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Источник:pasmi.ru