Журналисты двух независимых российских СМИ – «Медиазоны» и «Медузы», в сотрудничестве с Дмитрием Кобаком, информационным аналитиком из Тюбингенского университета имени Эберхарда и Карла в Германии (Eberhard Karls Universität Tübingen), используя данные из официальных источников РФ, пролили свет на один из самых сокровенных секретов Кремля – cколько российских военных уже погибло в Украине из-за его геополитических амбиций.
Журналисты использовали для этого статистическую концепцию «избыточной смертности», которую стали применять во время пандемии COVID-19, и в результате получили число погибших – 47 000 российских военнослужащих.
Исследование основывается на данных из официальных российских источников
Опираясь на записи о наследовании (в ЗАГСах), и, сравнивая их с официальными данными о смертности (Росстат), исследователи подсчитали, насколько больше, чем обычно, российских мужчин в возрасте до 50 лет умерло в период с февраля 2022 года по май 2023 года.
Как это обычно бывает в условиях войны, ни Москва, ни Киев не предоставляют данных о своих военных потерях своевременно. Каждая из сторон старается преумножать потери противника. Россия публично признала гибель чуть более 6000 военнослужащих.
По словам активистов и независимых журналистов, сообщения о военных потерях в российских СМИ «подвергаются жесткой цензуре». Документирование данных о погибших россиянах стало в РФ актом неповиновения: тем, кто это делает, грозят преследования и потенциальные уголовные обвинения.
Несмотря на такую опасность, «Медиазона» и Русская служба телекомпании Би-би-си, работая с сетью волонтеров, использовали публикации в социальных сетях и фотографии кладбищ по всей России для создания базы данных об официально подтвержденных погибших на войне. По состоянию на 7 июля они идентифицировали 27 423 погибших российских военнослужащих.
«Это только те военные, имена которых нам известны, и их гибель в каждом случае подтверждается несколькими источниками», – сообщил Дмитрий Трещанин, редактор «Медиазоны», который помогал курировать расследование.
«Анализ, который мы сделали совместно с «Медузой», позволяет увидеть «скрытые» смерти, смерти, которые так одержимо и безуспешно пытается скрыть российское правительство», – заявил Трещанин.
Чтобы получить более полную картину, журналисты «Медиазоны» и «Медузы» получили записи о делах о наследстве, из российских государственных и муниципальных организаций.
Полученные ими данные из «Реестра наследственных дел» России содержат информацию о более чем 11 миллионах человек, которые умерли в период с 2014 по май 2023 года.
Согласно их анализу, в 2022 году для мужчин в возрасте от 15 до 49 лет было открыто на 25 000 дел о наследстве больше, чем ожидалось. К 27 мая 2023 года число избыточных случаев увеличилось до 47 000.
Этот всплеск смертности в России примерно соответствует оценке количества убитых с декабря прошлого года в Украине россиян, озвученной Белым домом.
Это – цифра в 20 000. При этом, она ниже, чем цифры, названные разведками США и Великобритании: «от 35 000 до 43 000 человек» и «от 40 000 до 60 000 россиян», соответственно.
«Их данные могут быть точными, а могут и нет», – оценил данные разведок Трещанин. «Даже при наличии у них источников в минобороны России, их собственные данные могут быть неполными. Собрать воедино все потери армии, Росгвардии, [спецподразделения] «Ахмат», различных частных военных компаний, из которых «Вагнер» – самая крупная, но не единственная, крайне сложно. Потери среди заключенных, сначала завербованных «ЧВК Вагнер», а теперь уже Минобороны, – тоже очень туманная тема, с большим потенциалом для манипуляций. На самом деле, простая статистика может показать более точные результаты».
«Многие смертельные случаи среди россиян, а также ампутации конечностей, можно было бы предотвратить, если бы была оказана первая помощь на передовой», – говорится в опубликованном в понедельник отчете разведки министерства обороны Великобритании. Министерство также считает, что в течение 17 месяцев российская армия теряла в среднем около 400 бойцов, что привело к «кризису» в системе военно-медицинской помощи, и, вероятно, забирает возможности медицинского обслуживания у мирного населения приграничных с Украиной районов.
Статистические погрешности исследования — незначительны
Независимо от этого, Дмитрий Кобак, информационный аналитик из Тюбингенского университета, опубликовавший работу об «избыточной смертности» от COVID-19 в России, получил данные о смертности в разбивке по возрасту и полу за 2022 год из Росстата, государственного статистического ведомства России.
Он обнаружил, что в 2022 году российских мужчин в возрасте до 50 лет умерло на 24 000 больше, чем ожидалось, и эта цифра соответствует анализу записей о наследовании.
Пандемия COVID-19 усложнила подсчет того, сколько мужчин умерло бы в России с февраля 2022 года, если бы не началось полномасштабное вторжение. Оба аналитика скорректировали длительное влияние COVID-19 на смертность в России, проиндексировав также показатели мужской смертности по сравнению с женской.
Сергей Щербов, научный сотрудник международного Института прикладного системного анализа (The International Institute for Applied Systems Analysis, IIASA), предупредил, что «количество смертей между мужчинами и женщинами может несколько различаться только по случайным факторам».
«Я не говорю, что не может быть простого избыточного числа смертей мужчин, но скорее, с точки зрения статистики, эта разница в смертях может быть просто случайностью», – добавил он.
Россияне, пропавшие без вести, но официально не признанные погибшими, а также граждане Украины, воюющие в частях самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик, в эти подсчеты не входят.
Кобак признал, что некоторые неопределенности остаются, особенно в отношении смерти пожилых мужчин. Более того, трудно узнать, сколько пропавших без вести российских солдат на самом деле погибло. Однако он подчеркнул, что ни один из факторов, вероятно, не окажет большого влияния на результат исследования.
«Эта неопределенность измеряется тысячами, – сказал Кобак, – а в целом результаты правдоподобны».
На вопрос Associated Press о результатах исследования «Медузы» и «Медиазоны» пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков ответил во время телефонной конференции с журналистами, что он не знает о них, поскольку Кремль «прекратил следить за публикациями “Медузы”».
Песков отказался комментировать количество смертей, упомянутых в исследовании, заявив лишь, что «цифры дает Минобороны, и оно – единственное ведомство, которое имеет такую прерогативу».
«Медуза» – независимое российское СМИ, работающее в эмиграции в Риге (Латвия) уже восемь лет. В апреле 2021 года российские власти признали «Медузу» – «иностранным агентом», что усложнило изданию процесс получения доходов от рекламы, а в январе 2023 года Кремль запретил «Медузу» вообще, как незаконную и «нежелательную организацию».
Москва также присвоило наименование «иностранного агента» независимому изданию «Медиазона» и заблокировала его сайт после полномасштабного вторжения России в Украину.