Беспрерывное с конца мая снижение курса рубля ускорилось после попытки мятежа главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина и привело к тому, что национальная российская валюта за последние две недели упала по отношению к доллару и евро примерно на 8%.
В результате евро в российских «обменниках» продается за сумму, превышающую сто рублей, а доллар – за сумму выше 90 рублей.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина усмотрела основные мотивы падения курса рубля в «динамике внешней торговли».
Независимые аналитики отмечают, что с начала нынешнего года рубль потерял по отношению к американской и европейской валютам уже около 30%, и это худший показатель среди валют развивающихся стран.
Сбербанк пока не скорректировал свой прогноз на конец года – 75–78 рублей за доллар.
Экс-министр экономики России Андрей Нечаев считает, что снижение курса рубля вызвано совокупностью негативных факторов.
«Первый и главный таких факторов – ситуация с торговым и платежным балансом, – пояснил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Известно, что (российские) нефтегазовые доходы заметно упали, а санкционный режим ужесточается. Запад уже не столько наращивает новые санкции, сколько усиливает контроль за выполнением предыдущих ограничений, и так называемый параллельный импорт дорожает. Это приводит к вынужденному усложнению всех логистических цепочек, растет число посредников, по многим же показателям российская экономика критично зависит от импорта».
По сообщению министерства финансов РФ, нефтегазовые доходы бюджета страны с января по июнь сократились на 47% – до 3,38 триллиона рублей.
В итоге положительное сальдо торгового баланса постоянно сжимается, констатировал Андрей Нечаев: «Вместе с тем увеличивается отток капитала, в том числе, вывод сбережений за рубеж частными лицами. По не полным данным, только за последние несколько недель депозиты российских физических лиц за границей выросли более чем на 13 млрд долларов. И это лишь то, что наплаву, в поле зрения ЦБ».
По оценкам издания Bloomberg, с начала 2022 года по май 2023 года объем депозитов россиян за рубежом увеличился более чем в два раза, на 43,5 млрд долларов.
Дополнительным триггером пикирования рубля стал мятеж Пригожина, продолжает российский экс-министр: «В результате событий тех дней люди поняли, что ситуация не стабильна не только в экономике, но и политике. А для многих, в том числе для представителей среднего класса, традиционно один из способов сохранения своих сбережений – уход в валюту».
Еще одним фактором, подталкивающим курс нацвалюты вниз, Нечаев считает растущий бюджетный дефицит. Согласно обновленной информации, он достиг 3,9 трлн рублей.
«Таким образом, государство закачивает в экономику гораздо больше денег, чем забирает из нее, – пояснил эксперт. – С учетом нервозной обстановки растет спрос на валюту, наращиваются заимствования, чтобы финансировать дефицит бюджета. Все это отрицательно сказывается на курсе рубля. Думаю, он продолжит падение. Кроме всего прочего, это выгодно бюджету».
Гражданам такая тенденция сулит прежде всего усиление инфляции, подчеркивает Нечаев: «Ценники в магазинах на целый ряд товаров, в том числе жизненно необходимых, еще больше вздорожают. Поскольку импорт сжался, но сейчас активно восстанавливается, что, собственно, является одной из главных причин ослабления рубля, по многим секторам потребления его доля остается достаточно высокой. Соответственно, когда рубль дешевеет, импортные товары автоматически дорожают, что дает инфляции дополнительный импульс».
Проблема еще и в том, что в России в последние годы была ослаблена конкурентная среда в экономике, подчеркивает Андрей Нечаев: «Соответственно, если у вас активная конкуренция, то отечественные производители могут просто занять нишу подорожавших импортных товаров. А если конкурентная среда ослаблена, то бизнесмены элементарно подтягивают свои цены к импортным аналогам, ссылаясь на импортные комплектующие, сырье, или ни на что не ссылаясь вовсе. Поэтому инфляционный эффект девальвации оказывается выше, чем можно было бы ожидать, исходя из самих размеров девальвации и доли импорта в потреблении».
По словам экономиста, основной скачок инфляции произойдет осенью.
Главная причина здесь носит не политический характер, а экономический, считает член совета Фонда «Либеральная миссия» Сергей Жаворонков. Напоминая, что ключевой показатель, определяющий курс национальной валюты, – платежный баланс.
«За январь-май текущего года профицит платежного баланса России снизился в 5 с лишним раз, – говорит собеседник «Голоса Америки». – За прошлый год он был больше 120 млрд, а за этот составил порядка 24 млрд. Снижение доходов бюджета РФ, которое произошло из-за санкций, падения цен на российскую нефть и так далее, сказывается, может быть, и не сразу, но дает накопительный эффект».
Одна из немаловажных причин ослабления рубля – то обстоятельство, что правительству Мишустина выгодно покрывать снижение бюджетных доходов за счет низкого курса рубля, утверждает Сергей Жаворонков: «Потому что расходы бюджета в рублях, а доходы, в основном, в иностранной валюте за счет экспорта. И чем ниже курс рубля, тем больше можно профинансировать доходы бюджета, которые за прошедшее полугодие сократились на 35 %».
У правительства России есть золотовалютные резервы, и оно может влиять на курс рубля, констатирует экономист: «То, что кабинет Мишустина способствует его понижению, в общем, осознанная политика. Кстати, довольно спокойные, чтобы не сказать убаюкивающие комментарии представителей властей (по поводу ситуации)… свидетельствуют в пользу моего предположения».
Министерства финансов РФ, в июле решило сократить продажи валюты в рамках так называемого бюджетного правила. Как заявило ведомство, на продажу валюты направят вдвое меньше средств, чем в предыдущем месяце.
Большей части населения, которая не связана с работой в фирмах-экспортерах, падение рубля ничего хорошего не несет, подчеркивает Жаворонков. «Есть много сфер, где у нас большая доля импорта. Поэтому подорожают лекарства, вино, автомобили, электронная техника и так далее. Так что готовимся затянуть пояса еще туже», – говорит эксперт.