В последние недели Соединенные Штаты, Россия и Украина набрасывают схемы прекращения огня – одна направлена на защиту энергетической инфраструктуры, такой как электростанции и линии электропередач, другая – на снижение военной активности в Черном море. Но пока ни одна из этих схем в полной мере не реализуется.
Просьба, или скорее требование Москвы была озвучена публично: смягчение режима санкций. В заявлении Кремля, опубликованном после заключения соглашения о прекращении огня в Черном море 25 марта, Москва заявила, что будет соблюдать соглашение только в том случае, если Запад частично отменит санкции, введенные после полномасштабного вторжения в Украину более трех лет назад.
Это требование включает в себя снятие ограничений на экспорт удобрений и санкции против страховых компаний, которые работают в этой сфере, а также повторное подключение нескольких российских банков к глобальной платежной системе SWIFT.
Смотри также
Путин требует четыре области Украины. Чем ответит Трамп?
Несколько лидеров ЕС уже отклонили требование Москвы, в частности, во время встречи 27 марта в Париже, где собрались высокопоставленные чиновники из более чем 30 стран, чтобы обсудить гарантии безопасности для Украины.
Когда я разговаривал с многочисленными европейскими дипломатами, все они отметили, что в заявлении Белого дома, опубликованном в тот же день, не было ни единого упоминания о смягчении санкций. Как сказал мне посол одной из стран ЕС, говоря о недавних переговорах о прекращении огня в Эр-Рияде: "В Саудовской Аравии не было заключено никаких соглашений по этому вопросу, поэтому нам нечего решать".
Торговые отношения ЕС и России
Европейцы не присутствовали на переговорах о прекращении огня, но они имеют довольно большое влияние на действие санкций в отношении России. Начнем с того, что SWIFT – это бельгийская компания, и на данный момент ЕС "десвифтизировал" 23 российских банка, включая такие крупные, как Сбербанк и банк "Открытие".
Торговые отношения России с Европой гораздо глубже, чем с Соединенными Штатами. Даже до полномасштабного вторжения в Украину экспорт США в Россию составлял менее 0,5 процента от общего объема американского экспорта. Для ЕС этот показатель составлял 6 процентов, что эквивалентно 250 миллиардам евро.
Когда были введены широкомасштабные санкции ЕС, они ударили по Москве еще сильнее. По оценкам "санкционного царя" ЕС Дэвида О’Салливана, ограничительные меры лишили Россию более 450 миллиардов евро доходов с начала 2022 года.