Канцлер Германии Олаф Шольц вновь выразил солидарность с Украиной в вопросе о проведении второй мирной конференции, на которую следовало бы пригласить и Россию, передает агентство Reuters.
Шольц подчеркнул, что это станет возможно лишь в случае прекращения российскими войсками, верховным главнокомандующим которых является Владимир Путин, агрессивных действий. Напомнил глава германского правительства и о необходимости продолжать военную поддержку Украины.
Несколькими днями ранее германский канцлер сделал сходное заявление в интервью телеканалу ZDF, в котором призвал задуматься о том, как сегодня можно «выйти из военной ситуации и быстрее прийти к миру».
Время проведения мирной конференции пока неизвестно.
Напомним, что первый мирный саммит по Украине состоялся 15-16 июня в швейцарском курортном городе Бюргеншток. Россия на него приглашена не была.
Напомним также, что США ранее заявили, что поддержат Украину, если она решит пригласить Россию на следующий подобный форум.
Вместе с тем руководство Германии в понедельник выразило сомнения в стремлении Кремля к дипломатическому урегулированию конфликта. Как отметил официальный представитель германского федерального правительства Штеффен Хебештрайт, последние высказывания российского руководства о войне против Украины не свидетельствуют о готовности Москвы к конструктивным мирным переговорам.
(В самом деле, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков недавно заявил, что предпосылок для начала подобного процесса нет и что не прослеживаются даже их «очертания».)
Важнейший фактор, который подтолкнул Шольца к такому заявлению, – это запрос на подобную риторику в определенных кругах немецкого общества, считает аналитик Стокгольмского центра по изучению Восточной Европы Андреас Умланд (Andreas Umland). По его мнению, инициатива канцлера связана с недавними выборами в двух землях Восточной Германии, где добились успеха правые радикалы.
«Он… отвечает на этот вызов, – полагает собеседник Русской службы «Голоса Америки». – Другая причина заключается в том, что Зеленский сам в конце июля заговорил о мирных переговорах на встрече с французскими журналистами, и Шольц продолжил эту тему, которая становится все более и более актуальной. Думаю, что важную роль здесь играет ситуация, сложившаяся в результате операции украинских военных сил в Курской области. Она изменила контекст всей проблемы мирного переговорного процесса. Потому что теперь Киеву есть, о чем торговаться, договариваясь с Россией».
При этом Умланд констатирует, что Москва не готова к справедливому урегулированию: «Чтобы заставить Кремль изменить свой подход к решению проблемы, сначала должен появиться один из двух факторов: или сокрушительные победы ВСУ на фронте, или усиление роли Китая, который, использую свои возможности, мог бы посредством экономического давления заставить Россию пойти на переговоры. Сейчас Киев, наверное, пошел бы навстречу. Если наступит полноценное перемирие, у Украины останется оккупированная территория в Курской области как веский аргумент на потенциальных переговорах. Если не будет ни того, ни другого, то Россия, даже если она вдруг приедет на новую мирную конференцию, скорее всего, не станет договариваться о чем-то существенном».
«Как мобилизующее мероприятие она (первая мирная конференция по Украине) имела большое значение. Конференция наглядно продемонстрировала заинтересованность Украины в поисках мира. Обыватели на Западе нередко думают (под влиянием российской пропаганды), что это Путин хочет мира, а украинцы не хотят его… Саммит в Швейцарии немного нивелировал этот эффект, и если состоится новый форум, то он в любом составе, даже без России и Китая, будет иметь смысл», – убежден Умланд.
Западные лидеры не раз говорили, что новая мирная конференция готовится и что участие в ней России желательно, отмечает приглашенный исследователь Европейского совета по международным делам (ECFR) Михаил Комин. «По крайней мере, подразумевается, что приглашение на мероприятие Москве будет направлено, – уточнил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – … Вопрос назрел».
«Многие настаивают на том, чтобы на ней (конференции) была представлена Москва, – говорит Комин. – Нужен кто-то, кто способен репрезентовать российскую позицию. Понятно, что вряд ли это будет Владимир Путин или Сергей Лавров, но какие-то представители России на этой конференции могут появиться. Это как бы одно из условий ее эффективности. Поэтом,у как минимум, России, очевидно, будет предложена какая-то форма участия (в мероприятии), которая может устроить Кремль».
Вероятность согласия Москвы направить на мирную конференцию своих представителей зависит от того, как будут обстоять дела в Курской области, считает политолог.
«До того, как ВСУ захватили часть территории области (площадью около тысячи квадратных километров – В.В.), Кремль в целом подтверждал намерение участвовать в конференции. Мне кажется, что поскольку линия фронта и под Курском, и под Покровском относительно стабилизировалась, это дает шанс на возможность мирных переговоров в каком-то варианте. Во всяком случае позволяет начать хотя бы декларативное урегулирование», – поясняет аналитик.