Геннадий Харченко – военный украинского полка "Азов" (он был увеличен до бригады после начала войны России в Украине), оборонявший Мариуполь и попавший в российский плен.
Он пошел добровольцем на фронт в 2014 году, а через несколько лет присоединился к "Азову". Когда началось масштабное вторжение России в Украину, Харченко служил в Мариуполе. Вместе с другими бойцами он оказался на заводе "Азовсталь", а затем – в колонии в поселке Еленовка Донецкой области и других местах заключения в России. Осенью прошлого года российские власти приговорили его к 25 годам тюрьмы, обвинив в "совершении преступлений против гражданского населения в Мариуполе".
Этой осенью после продолжительного перерыва из российского плена начали возвращать бойцов "Азова". В октябре состоялся обмен, в результате которого в Украину вернулись 95 украинских военнослужащих. Среди освобожденных из плена были как военные полка, так и морские пехотинцы, военнослужащие других подразделений Вооруженных сил Украины, пограничники и так далее. В тот день вернулся и Геннадий Харченко. В интервью проекту Украинской службы Радио Свобода "Новости Приазовья" он рассказал о том, что происходило в Мариуполе в начале масштабного российского вторжения, что собой представляла оборона города и что военные из "Азова" пережили в российском плену.
Смотри также
"Прошу, люди, спасите ребенка". История времен блокады Мариуполя
До 2014 года, когда Россия в первый раз захватила украинские территории, аннексировав Крым, а затем и часть Донбасса, Геннадий Харченко был историком, переводчиком, экономистом и спортсменом. В 2014 году он пошел на военную службу. Как говорит сам Геннадий, в большей степени защищать свою родину – это призвание.
– Было понятно, что речь идет о войне, что это гибридная война. Оккупация Крыма, попытка распространить так называемую "русскую весну" на юг и восток Украины. Были определенные ожидания, что население этих регионов поддержит пропагандистское идеологическое мероприятие, предложенное нашим северным соседом. Но полной неожиданностью, в какой-то степени и для нас самих, стало то, что наше население самоорганизовалось и что жители восточных и южных регионов сами помешали российской интервенции, российской агрессии. Только потом настало время удивляться российским пропагандистам, а впоследствии и российским военным, – говорит Геннадий Харченко.
Он добавляет, что события Революции Достоинства оказали огромное влияние на всех украинцев. По его словам, для многих нынешних украинских военнослужащих именно они стали отправной точкой. По мнению Харченко, в дальнейшем чем агрессивнее были действия России, тем сильнее становилось сопротивление украинского народа. Поэтому полномасштабное вторжение для многих было ожидаемым: "Все еще из истории знают, что Россия никогда не позволит Украине быть независимой. Что это то право, которое нужно отвоевать".