Преподаватели и учащиеся академии художеств в Петербурге начали трехдневную акцию протеста против проведения в стенах вуза выставки Евгении Васильевой, осужденной за мошенничество бывшей начальницы департамента Министерства обороны РФ. Они считают, что абстрактные картины Васильевой не вписались в канонические интерьеры старейшей художественной академии страны. За что ругают и хвалят работы Васильевой, читайте в репортаже корреспондента Север.Реалии.
Стабильность академической живописи в отделе слепков музея академии художеств в Петербурге уже несколько веков охраняют древнегреческие боги из гипса. 16 марта этого года их авторитет пошатнулся: между скульптур появились компьютерные коллажи и масляная абстракция, а здание вуза на Университетской набережной наполнили гости и пресса в рамках открытия выставки "Весна".
Автор работ – супруга экс-министра обороны РФ Анатолия Сердюкова и бывшая сотрудница военного ведомства Евгения Васильева. В мае 2015 года ее приговорили к пяти годам лишения свободы за мошенничество с активами Министерства обороны. Васильеву освободили условно-досрочно уже через три с половиной месяца, в том числе из-за беспрецедентной суммы в 200 млн рублей, которую экс-чиновница оплатила в счет возмещения ущерба государству.
Юрий Бобров, проректор Санкт-Петербургской академии художеств
– Всех интересует этот скандал! За все время моего пребывания в академии – а это почти 50 лет – никогда не было такого количества журналистов! Ни на одном открытии крупных имен, вошедших в историю российского искусства, – говорит проректор Санкт-Петербургской академии художеств Юрий Бобров, встречая журналистов у круглого вестибюля академии. Тут когда-то творили Иван Айвазовский и Карл Брюллов. За сто лет почти ничего не поменялось: художники старательно выводят линии своих картин прямо на ступенях входной группы.
С 2014 года Евгения Васильева пишет картины и создает скульптуры под псевдонимом EVA. В ее портфолио более 20 книг-каталогов с живописью, в названиях которых сквозит рефлексия бывшей заключенной: "Правда о лжи", "Рождение Евы", "Бегство Евы", "Сильные чувства", "Право на превосходство". В 2020 году у неё прошли три выставки: в Екатеринбурге, Казани и Москве. Но в городе на Неве – а именно в стенах Санкт-Петербургской академии художеств – Васильеву встретили иначе: выставка вызвала резкую критику руководства и студентов вуза.
Как мы на этом воспитывать будем? Говорим одно, а делаем другое
– Таких выставок не должно быть в стенах академии, потому что это учебное заведение. Здесь студенты. Приходят утром, вечером уходят, это серьезный труд. Все выставки должны быть связаны или с преподавателями, или со студентами, или с явлениями серьезными. А это не вписывается в пример для подражания, это неуместно! Я не обсуждаю творчество Васильевой, она вправе выставляться где угодно, есть галереи, коллекционеры – пожалуйста, но здесь государственное учебное заведение с определенными традициями, правилами поведения. То есть это вероломство такое. Как мы на этом воспитывать будем? Говорим одно, а делаем другое, – негодует ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский.
Семен Михайловский, ректор Санкт-Петербургской академии художеств
Парадоксально, но руководство вуза не имеет влияния на происходящее в музее академии. С 2016 года он выделен в отдельную структуру и подчиняется напрямую Министерству культуры России. В залах музея отдельная охрана. Студентов на неофициальное открытие выставки не пригласили, даже прессу попросили подождать, пока друзья Евгении Васильевой осмотрят экспозицию.
Неприглашенные учащиеся академии – около 15 человек – перед началом мероприятия столпились у отдела слепков. В руках они держали портреты своих учителей и вдохновителей: Андрея Мыльникова, Николая Ге, Константина Маковского и других российских и советских художников. Антиковидные маски протестующих гласили "Это не искусство". Акцию они планируют продолжить 17 и 18 марта, когда выставка откроется для всех желающих.
– Конечно, мы против. Школа – это набор инструментов и способов. А текущая выставка полностью противоречит тому, что транслирует наша академия. Когда вы говорите про "конфликт искусства" – если речь про конфликт со школой, то для нашего учебного заведения это однозначный ущерб, – считает студент 2-го курса академии Иван Меньшаков.
Студенты Санкт-Петербургской академии художеств у входа в зал выставки
Учащиеся академии художеств в 2016 году уже выступали против неакадемической живописи в стенах вуза, когда в музей привезли картины портретиста Никаса Сафронова. Тогда акцию протеста проводить не стали, ограничились рекомендацией директору музея.
Это просто оскорбление святого места, где учились и работали такие великие люди
– Мы за классику, за наших русских художников, которые для нас образцы, на которых мы должны равняться, а не наблюдать такие вещи в наших стенах. Это просто оскорбление святого места, где учились и работали такие великие люди. Мы работы (Васильевой. – СР) видели, и им не место здесь. К тому же человек, который, по моему мнению, купил себе звание почетного члена Академии художеств, которого добиваются только люди, прошедшие через долгие годы труда, как творческого, так и другого, сравниться с таким званием этот человек не может. Для выставления таких картин есть "Эрарта", это музей современного искусства. А здесь академия художеств – лучшее учебное заведение мира художественного, где должны быть только образцовые произведения, – говорит Надежда Карпова, студентка мастерской церковно-исторической живописи.
Выставка Евгении Васильевой "Весна" в Петербурге
У Евгении Васильевой действительно статус почетного члена Российской академии художеств. Наряду с модельером Пьером Карденом, предпринимателем Кирсаном Илюмжиновым, дирижером Юрием Башметом и губернатором Петербурга Александром Бегловым. Помимо выдающихся деятелей зарубежной и российской культуры и искусства членство РАФ могут получить также спонсоры сферы искусства.
В холле здания академии рисуют студенты
– Все равно, какая у Васильевой там история. Караваджо был убийцей, не все художники ангелы, но здесь про другое идет речь – об уместности этой выставки в этом здании. Здесь художники воспитываются в определенных традициях. Вы не думайте, мы же не дикие! – объясняет ректор учебного заведения Семен Михайловский. – Я делал выставки на биеннале в Венеции и открыт к современному искусству. Но сюда въехать и поставить выставку просто потому, что есть возможность – такого не может быть. Значит, кто-то это лоббировал. Хочется узнать, кто эти люди? Я директору музея объяснил, что этого делать не надо.
Михайловский говорит, что академия художеств – это "тишайшее место", где протестных настроений раньше не было.
Директор музея Алексей Мудров в мероприятиях для прессы не участвовал. К журналистам вышли сама Васильева и сопровождающий куратор выставки галерист Елизавета Плавинская.
Выставка Евгении Васильевой "Весна" в Петербурге
– В истории искусства было очень много примеров негативной реакции в отношении творчества художников. Поэтому я к этому отношусь (к протесту студентов. – СР) нормально, с пониманием, и никакой негативной реакции не имею, – заверила Евгения Васильева.
Васильева, кстати, сама студентка. Кроме юридического образования у нее за спиной факультет искусств МГУ, магистратуру которого она окончила в 2018 году, и Британская высшая школа дизайна. Обучение в Лондоне она завершила одновременно с магистратурой в Москве. Сейчас Евгения Васильева изучает искусство в Открытом колледже искусств Соединенного Королевства.
Евгения Васильева
На вопрос, кто стал инициатором проведения выставки в стенах петербургской академии художеств, Васильева не ответила.
– Ко мне подошел один из коллекционеров и предложил здесь организовать выставку, предоставить работы музею. Я работы предоставила. В общем-то все. Я делаю работу художника. Я принимала участие в этой выставке как художник, все вопросы, связанные с финансированием, ими занимались несколько меценатов, и я их не касалась. Есть несколько коллекционеров, которые собирали мои работы, и они занимались организацией этого мероприятия. Я не вникала в эти вопросы абсолютно, – пояснила Васильева.
По ее словам, картины она пишет для духовного развития и не интересуется финансовыми вопросами.
Я работаю для себя, для людей, не думаю о результате
– Это картины о том, как человек в современном мире может найти себя, обрести баланс, понять, что такое красота, доброта и любовь. Я не занимаюсь профессионально продажей, у меня есть дилеры, которые работают с моими работами. Я работаю для себя, для людей, не думаю о результате с такой точки зрения. Мне сложно судить, будут ли они продаваться. Мы знаем очень много примеров того, что при жизни художники не продавали свои работы, а после они стали очень высоколиквидным товаром, так скажем, – добавила она.
Выставка Евгении Васильевой "Весна" в Петербурге
Петербургская художница Инга Керен, приглашенная на открытие выставки, в ответ на эти слова Васильевой добавила, что большие полотна Евгении Васильевой могут продаваться по цене от 5 тысяч евро. Работами она осталась довольна.
Я в первый раз вижу, чтобы современное искусство было вписано в такую классическую скульптуру
– Выставка яркая, насыщенная, позитивная, сразу же придает атмосферу весны. Я считаю правильным, когда художник высказывает не через негатив свои мысли. Я в первый раз вижу, чтобы современное искусство было вписано в такую классическую скульптуру. Это очень правильно, необычно, интересно, – говорит Керен.
Протестующие студенты собираются стоять у входа на выставку 17 и 18 марта
Выпускник и бывший преподаватель СПГХПА им. Штиглица ("Мухинское училище") Игорь Андрюхин тоже считает, что для школы с традиционными ценностями может быть полезно проведение подобной выставки.
Чем больше радикально разных точек зрения, тем выше диапазон и качество образования
– Тут такой взрыв, видение человека с совершенно другого, как это сказать, сословия, может быть. Человека, который живет не школой, а свободно может выражать свои мысли. Не отягощен ни школой, ни традициями, ни какими-либо рамками и может себе это позволить. Чем больше радикально разных точек зрения, тем выше диапазон и качество образования, – говорит Андрюхин. – Что касается техники работ: нету тут никакой техники. Большая кисточка. Человек не заморачивался, накрасил и накрасил. В удовольствие мог себе накрасить, и ему пофиг, продастся это или нет, будет ли это выставлено или нет. Это тоже очень важно. Мои знакомые делают картины, живопись, я тоже – мы обусловлены рамками какого-либо функционала. Это должно быть вписано в особенный интерьер, пропорции, задачи колорита, то есть обязательно флажки расставлены. Рамки. А здесь у человека нет рамок. Нет рамок даже школы. И он делает вот так и может себе позволить. Это очень важно.
Источник:www.severreal.org