Репортаж

Сказать нет. НеСказка о домашнем насилии

"Если жена ругает мужа – у нее месячные, если женщина чем-то недовольна – у нее месячные, если она не хочет заниматься любовью – у нее снова месячные. В итоге женщину просто лишают права быть адекватной", – звучит со сцены. Зрители переглядываются, на заднем ряду кто-то громко вздыхает. Так начинается одна из сцен экспериментального спектакля о домашнем насилии в петербургском "Невидимом театре", который посмотрела корреспондент Север.Реалии.

Спектакль-"несказка" No Woman No Cry – это попытка вывести тему насилия над женщинами в публичное пространство. Режиссер Алессандра Джунтини ставит перед зрителями вопросы, на которые сложно дать однозначный ответ: что такое быть женщиной сегодня, зачем нужна эмансипация и почему женщины не выходят из нездоровых отношений.

Женщина не должна терпеть насилие

Сцены сменяются одна за другой: актрисы Арина Лыкова и Анастасия Колесина предстают перед зрителями то в роли подруг, обсуждающих феминизм, то в роли семейной пары или случайных жертв насилия на улице. Каждая история обыгрывается с точностью до деталей.

Начинается спектакль с размышления девушек о том, что значит быть женщиной. "Это было реальное задание. Нам нужно было придумать различные ассоциации к выражению "я женщина" и принести на первую репетицию", – рассказывает Колесина.

Сцена из спектакля о домашнем насилии. Фото: Карина Меркурьева

В итоге в основу спектакля легли реальные зарисовки, которые актрисы приготовили еще в начале работы над пьесой. Вслед за размышлениями о судьбе женщины со сцены начинают звучать истории о насилии. Одна из них была взята из документального фильма "Перерождение". Другая – из постов в соцсетях итальянской активистки, которой плеснул в лицо кислотой ее бывший парень после расставания.

Истории о насилии разбавляются трогательными сценами игры в куклы, где девочки пытаются построить идеальную семью, мультиками, где романтические сцены больше похожи на современные рассказы о харассменте, а также женской интерпретацией классики – "Анны Карениной" Толстого и "Идиота" Достоевского.

Монолог о насилии над женщинами, сцена из спектакля в "Невидимом театре". Фото: Карина Меркурьева

Мужчины все еще молчат о насилии

Споры о феминизме, предназначении женщины, попытки понять, может ли она спровоцировать насилие, – все это в спектакле тоже есть. Заканчивается пьеса констатацией того, что женщина не должна терпеть насилие и может сказать "нет", если потребуется. Параллельно на стене демонстрируется статистика: 75% пострадавших от домашнего насилия – женщины. Сексуальному же насилию подвергается каждая третья.

Эти цифры как будто оживают, когда после спектакля на вопрос о том, кто из присутствующих сталкивался с насилием в той или иной форме, поднимают руки почти все женщины. Кто-то начинает делиться историями.

Мы говорим изнутри о том, что знаем сами

Один из первых вопросов из зала – от мужчины: "Есть же другой – мужской взгляд на проблему насилия. Вы осознанно его не показывали?"

Алессандра Джунтини: Вначале мы хотели посвятить половину спектакля насилию над женщинами, другую – насилию над мужчинами. Потом оказалось, что на тему мужского насилия нет никакой точной статистики. Сначала в проблеме нужно серьезно разобраться, а сделать это сложно, потому что мужчины все еще молчат.

Арина Лыкова: Когда мы говорим о насилии над женщинами, мы ни с кем не заигрываем. Мы говорим изнутри о том, что знаем сами. Говорить так искренне о мужском насилии у нас не получится.

Атрибуты "Невидимого театра". Фото: Карина Меркурьева

Искренность и желание поделиться со зрителями тем, что волнует тебя лично, – это как раз то, за что многие и любят "Невидимый театр". No Woman No Cry – только одна из постановок проекта. Всего в репертуаре их десять. Большинство – по мотивам современных произведений о рабстве, любви и отношениях.

У нас актеры играют, потому что хотят

"У нас нет какой-то явной концепции, кроме того, что театр наш "невидимый". То есть его как бы нет, но на самом деле мы существуем, – рассказывает основатель проекта Семен Серзин. – У нас нет никакой организации, площадки для репетиций или постоянной труппы. Единственное, что у нас есть, – так это спектакли на важные социальные темы, которые считаются невидимыми в обществе".

У театра есть несколько дружественных площадок, где проходят показы. Иногда представления могут проходить и в барах. "У нас все устроено очень хаотично. При этом все еще не развалилось каким-то образом", – добавляет Серзин.

Театр – это неприбыльное дело

Актеры, которые сотрудничают с проектом, трудоустроены в других местах. Некоторые актеры участвуют во многих постановках. Большинство, однако, задействовано лишь в одном спектакле.

– У нас они играют, просто потому что хотят, – отмечает основатель "Невидимого театра". – Никаких денег мы не получаем. Государственной поддержки у нас тоже нет. Иногда уходим в ноль – тогда получается заплатить артистам. Мы, в принципе, если что-то зарабатываем, то просто делим между собой.

"Невидимый театр" существует в Петербурге с 2017 года. Сейчас проект собрал уже несколько тысяч поклонников, которые приходят на каждую постановку и обязательно приводят с собой друзей. Как объясняют сами участники проекта, "эти спектакли не для широких масс" – именно такой подход, как оказалось, и привлекает к их постановкам избалованных театральной жизнью петербуржцев.

Источник:www.severreal.org

Похожие записи

Рождество без Санты. Финские бизнесмены просят вернуть туристов из России

author

Небоскребы на глиссаде. Летчики против застройки калининградского аэродрома Девау

author

Неразбериха будет долго. Как учатся на карантине без интернета

author